Педагогика Марии Монтессори

В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования утверждена в статусе полноправного и значимого уровня образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Одной из систем, нацеленных на развитие индивидуальности дошкольников, выступает педагогика Марии Монтессори.

О педагогике Марии Монтессори

История педагогики Марии Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков. В Белгородской области накоплен определенный опыт использования педагогики Марии Монтессори, благодаря которому у родителей белгородских дошкольников сформировалось позитивное мнение об этой педагогической системе.

Практика применения педагогики М. Монтессори

В Белгородской области В различных странах
    в период с 1997 г. по 2002 г. педагогика М. Монтессори реализовывалась в 10 группах ДОУ;
с 2009 г. 6 ДОО реализуют педагогику М. Монтессори;
49,5% воспитателей ДОО считают, что педагогика М. Монтессори способствует комплексному развитию детей;
65,7% педагогов мотивированы на изучение и применение педагогики М. Монтессори;
51,8% родителей желают, чтобы их ребенок посещал Монтессори-группу.

Германия

45%

Голландия

40%

Великобритания

20%

США

12%

Россия

0,01%

На сегодняшний день в Белгородской области в муниципальных дошкольных образовательных организациях функционируют несколько Монтессори-групп, использующих элементы педагогики М. Монтессори, работают три Монтессори-детских сада (частные дошкольные образовательные организации «Родник», «Солнечный» и «Белгородская школа Монтессори»).

Педагогика М. Монтессори ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В Монтессори-педагогике акцент сделан на индивидуальность ребенка: обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, память, мышление, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-педагогики.

Занимаясь с развивающими Монтессори-материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, ребенок имеет свободу выбора деятельности, места для нее и продолжительности работы с выбранным материалом. Классические Монтессори-материалы способствуют глубокому погружению ребенка в работу с материалом, возникновению высокой концентрации внимания при выполнении упражнений. Благодаря простоте и лаконичности Монтессори-материалов дошкольники (каждый в своем темпе) овладевают необходимыми в обыденной жизни умениями и сенсорными эталонами, развивает моторику и мышление. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в развитии своей индивидуальности, при этом происходит «нормализация» поведения: дети становятся спокойнее, увереннее, научаются находить себе занятие и получать удовольствие от его выполнения. (Под «работой ребенка» Мария Монтессори понимала игры-упражнения с разнообразными развивающими дидактическими материалами.)

О проекте «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области» (декабрь 2013 г. – май 2015 г.)

В рамках реализации данного проекта планируется создать условия для формирования индивидуальности не менее чем у 1100 дошкольников г. Белгорода и Белгородской области через преобразование развивающей среды в не менее чем 50 дошкольных образовательных организациях, создав современное образовательное пространство (развивающую среду) с учетом педагогики М. Монтессори в 40 группах на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций и 10 частных дошкольных образовательных организаций, реализующих педагогические технологии М. Монтессори:

Реализация проекта предполагает три этапа

На первом этапе (с декабря 2013 по июнь 2014 года) планируется разработать технические задания и начать поставку развивающих Монтессори-материалов в детские сады региона, одновременно начать подготовку заведующих и воспитателей для Монтессори-групп и запустить PR-компанию по внедрению педагогики М. Монтессори в Белгородской области.

На втором этапе (с июля 2014 по декабрь 2014 года) предполагается завершить комплектование развивающими Монтессори-материалами групп дошкольных образовательных организаций, участвующих в проекте; перейти к обмену опытом Монтессори-педагогики через мастер-классы и стажировочные площадки для воспитателей дошкольных образовательных организаций; запустить внутренний мониторинг развития индивидуальности дошкольников Монтессори-групп и проследить динамику удовлетворенности педагогов и родителей внедрением педагогики М. Монтессори в детских садах региона (через СМИ и сети Интернет).

На третьем, завершающем, этапе (с января 2015 по июнь 2015 года) будут отработаны технологии, методы и приемы внедрения и использования Монтессори-материалов в детском саду; опыт детских садов можно будет транслировать через работу инновационных региональных площадок; для воспитателей детских садов будут подготовлены и опубликованы методические рекомендации по развитию индивидуальности дошкольников средствами Монтессори-педагогики, кроме того, будет сформирована единая информационная система по внедрению педагогики М. Монтессори в масштабах региона.

Нормативно-методическая база внедрения Монтессори-педагогики в дошкольные образовательные организации области

Организация и проведение обучения педагогических работников дошкольных образовательных организаций области

Курсы повышения квалификации для заведующих и воспитателей ДОО по Монтессори-педагогике:

Научно-методическое сопровождение деятельности стажировочных площадок:

Научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок на базе Монтессори-садов:

Конкурс «Вслед за Марией Монтессори…»

Полезные ссылки

Информация о системе Монтессори и ее реализации в России и за рубежом

Производители Монтессори-материалов