02. Воспитание и развитие личности

2.57 Тема опыта: «Инновационная модель «Сказка» как фактор успешной социалтзации дошкольников в современных условиях ДОО».
Автор опыта: Коршикова Светлана Юрьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» п. Троицкий Губкинского района Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.55 Тема опыта: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с традициями и культурой родного края»
Автор опыта: Дорошенко Ольга Васильевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Теремок» п. Борисовка Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.54 «Повышение уровня гражданственности у обучающихся основной и средней школы через использование методов и приемов технологии «Мировоззренческое кино»
Автор опыта: Шкирман Наталия Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» Старооскольского городского округа.
(История и обществознание – 2015- 2016)

2.53 Тема опыта: «Развитие самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность в урочное и внеурочное время»
Автор опыта: Корниенко Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области».
(Начальная школа – 2015- 2016)

2.52 «Формирование нравствено-эстетического представления о действительности у учащихся 2-5 классов на уроках изобразительного искусства через изучение народного декоративно-прикладного творчества»
Автор опыта: Колчина Елена Ивановна, учитель изобразительного искусства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная Каплинская школа» Старооскольского городского округа.
(Изобразительное искусство – 2015- 2016)

2.51 «Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Авторы опыта: Голдобина Наталья Яковлевна, Гончарова Марина Касимовна, воспитатели МБДОУ детского сада № 45 «Росинка» Старооскольского городского округа.
(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.50 «Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с русским народным костюмом Белгородской области».

Автор опыта: Калашникова Ирина Ильинична, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» п. Борисовка Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.49 «Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с русским народным костюмом Белгородской области».

Автор опыта: Калашникова Ирина Ильинична, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» п. Борисовка Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.48 «Становление субъектной позиции учащихся 7-9 классов в процессе решения качественных задач по физике»

Автор опыта: Савина Елена Анатольевна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Алексеевки Белгородской области.
(Физика – 2015- 2016)

2.47 Тема опыта: «Формирование нравственных качеств младших школьников через организацию краеведческой деятельности»
Автор опыта: Антонова Галина Стефановна, учитель начальных классов МБОУ «Графовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
(Начальная школа – 2015- 2016)

2.46 «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность»
Автор опыта: Мартынова Оксана Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 53 г.Белгорода.

(Дошкольное воспитание – 2015- 2016)

2.45  «Развитие саморегуляции учебной деятельности студентов в процессе преподавания психологии»
Авторы опыта: Фёдорова Оксана Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБОУ СПО «Валуйский колледж

(Учреждения СПО, НПО– 2014- 2015)

2.44  «Использование системы приёмов изотерапии на стекле как средство личностного развития детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности»
Авторы опыта: Панькова Марина Витальевна, старший воспитатель, Курченко Наталия Митрофановна, педагог-психолог МБДОУ детского сада комбинированного вида № 17 «Салют» г.Белгорода.

(Дошкольное воспитание – 2014- 2015)

2.43 Тема опыта: «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста средствами краеведения»
Автор опыта: Страхова Нина Ивановна, заведующий, Посохова Тамара Захаровна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга» п. Вейделевка Белгородской области.
(Управление образовательными системами– 2014- 2015)

2.42 Тема опыта: «Развитие эстетического восприятия пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-тематического рисования»
Автор опыта: Быкова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» посёлка Троицкий Губкинского района Белгородской области.
(МУЗЫКА. ИЗО. МХК – 2014- 2015)

2.41 Тема опыта: «Социализация детей и подростков посредством осуществления проектной деятельности в подростковых клубах по месту жительства»
Автор опыта: Колупаева Татьяна Аркадьевна, директор, Шаталова Вера Васильевна, Балдина Ирина Владимировна, заместители директора МБУ ДО «Юность» г. Белгорода.
(Дополнительное образование– 2014- 2015)

2.40 Тема опыта: «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного музея»
Автор опыта: Иванова Надежда Борисовна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея Боевой Славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Белгорода.
(Внеурочная деятельность– 2014- 2015)

2.39 «Исследовательская деятельность в объединении эколого-биологической направленности как фактор формирования фенологической компетенции»
Автор опыта: Лихобабенко Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» Валуйского района Белгородской области.
(Дополнительное образование – 2013- 2014)

2.38 «Диагностическая программа изучения эффективности образовательного процесса», как средство оптимизации образовательной деятельности МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества №2»
Авторы опыта: Шатохин Владимир Николаевич, директор, Ковалёва Лидия Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества №2» г. Старый Оскол.
(Дополнительное образование – 2013- 2014)

2.37 «Развитие социальной активности учащихся уровня основного общего образования в процессе деятельности детской общественной организации «Каравелла»
Автор опыта: Юнг Татьяна Николаевна, педагог-организатор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол.
(Дополнительное образование – 2013- 2014)

2.36 «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий через применение системы внеклассных мероприятий в группе продлённого дня»
Автор опыта: Пакулева Евгения Владимировна, воспитатель в группе продлённого дня МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области».
(Начальная школа – 2013- 2014)

2.35 «Интегрированный подход в преподавании образовательной области «Технология» как средство формирования системы социальных ценностей у обучающихся»
Автор опыта: Чуева Лариса Ивановна, учитель технологии МБОУ — средней общеобразовательной школы № 35 города Белгорода.
(Технология– 2012- 2013)

2.34 «Использование коучинг-технологии для создания внутриклассной толерантной среды»
Автор опыта: Богатырь Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ — средней общеобразовательной школы № 35 г. Белгорода
(Начальная школа – 2012- 2013)

2.33 «Совместная работа воспитателя и преподавателей как важное условие формирования воспитательного пространства для развития познавательной деятельности обучающихся»
Автор опыта: Скокова Елена Александровна, воспитатель ГБОУ (общеобразовательная школа-интернат) «Белгородский областной лицей-интернат (Белгородский областной лицей полиции имени Героя России В.В. Бурцева)»
(Дополнительное образование – 2012- 2013)

2.32 «Воспитание у младших школьников любви к малой Родине средствами народной культуры»
Автор опыта: Сошенко Любовь Николаевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области»
(Дополнительное образование – 2012- 2013)

2.31 «Формирование этнокультурной идентификации у младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка»
Автор опыта: Паромова Алла Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области».
(Начальная школа – 2012 — 2013)

2.30 «Формирование гражданской активности старшеклассников в изучении избирательного права на основе личностно ориентированного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
Автор опыта: Парамонова Вера Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол.
(История – 2011- 2012)

2.29 «Повышение уровня гражданско-правового обучения и воспитания обучающихся 8-9 классов через урочную и внеурочную деятельность»
Автор опыта: Дубченко Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа» Старооскольского городского округа.
(История – 2011- 2012)

2.28 «Волонтёрская деятельность как средство социализации личности учащихся основной школы»
Автор опыта: Лазебная Ирина Сергеевне, классный руководитель МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ф. Энгельса» Валуйского района Белгородской области.
(Классное руководство – 2011- 2012)

2.25 «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки».
Автор опыта: Кирнос Наталья Вячеславовна, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Старый Оскол.
(Музыка, изобразительное искусство, МХК – 2011- 2012)

2.27 «Социализация личности ребёнка посредством тимуровского движения»
Автор опыта: Попогребская Ирина Валерьевна, заместитель директор МБОУ ДОД «ЦРТДЮ № 1» г. Старый Оскол
(Дополнительное образование – 2011- 2012)

2.26 «Развитие личности дошкольника в условиях реализации комплексной образовательной программы «Школа раннего развития» системы дополнительного образования».
Автор опыта: Перова Елена Юрьевна, директор МБОУ ДОД «ЦРТДЮ № 1» г. Старый Оскол
(Дополнительное образование – 2011- 2012)

2.24. «Использование нетрадиционных форм для гендерной социализации личности ребёнка в учреждении дошкольного образования»
Автор опыта: Сидякина Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 10» г. Валуйки Белгородской области
(Дошкольное воспитание – 2011- 2012)

2.23. «Формирование профессиональной компетентности классного руководителя как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса в лицее»
Автор опыта: Тяпугина Инна Валентиновна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «лицей № 9» города Белгорода
(Управление образовательными системами — 2010-2011)

2.22. «Развитие лидерских качеств и организаторских способностей членов детской общественной организации «Юные Россияне» через социально-значимые дела и коллективно-творческую деятельность»
Автор опыта: Логачёва Татьяна Александровна, старшая вожатая МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
(Дополнительное образование — 2010-2011)

2.21. «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников»
Автор опыта: Уварова Татьяна Владимировна, классный руководитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
(Классное руководство — 2010-2011)

2.20. «Самореализация личности обучающегося в условиях социокультурного образовательного комплекса в школе»
Автор опыта: Сорокина Елена Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
(Управление образовательными системами — 2010-2011)

2.19. «Патриотическое воспитание школьников II ступени (на основе совместной деятельности классного руководителя и школьного краеведческого музея)»
Автор опыта: Горожанкина Наталия Александровна, учитель немецкого языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол
(Классное руководство — 2010-2011)

2.18. «Возможности внеклассной работы как средство совершенствования гражданско-патриотического воспитания обучающихся II и III ступеней»
Автор опыта: Ермоленкова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол
(Классное руководство — 2010-2011)

2.17. «Формирование основ правового сознания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму»
Автор опыта: Заглядкина Ольга Дмитриевна, воспитатель МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 69 «Ладушки» г. Старый Оскол
(Дошкольное воспитание — 2011)

2.16. «Формирование толерантной личности обучающихся через реализацию Концепции воспитательной системы школы»
Автор опыта: Сдержикова Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Старый Оскол
(Управление воспитательными системами — 2011)

2.15. «Восприятие музыки как средство формирования музыкальной культуры дошкольников»
Автор опыта: Мерчанская Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида № 47 города Белгорода
(Дошкольное воспитание — 2011)

2.14. «Формирование установок толерантного поведения дошкольников посредством гармонизации взаимоотношений детей в социуме»
Автор опыта: Апалькова Нина Алексеевна, воспитатель МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 69 «Ладушка» г. Старый Оскол
(Дошкольное воспитание — 2011)

2.13. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы с целью развития речевой культуры лицеистов II и III ступени посредством проектной деятельности»
Автор опыта: Бедрина Александра Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 3» г. Старый Оскол
(Русский язык и литература — 2011)

2.12. «Совершенствование духовно-нравственных качеств личности гимназиста через использование системы традиций православной культуры в воспитательной работе»
Автор опыта: Епифанова Светлана Александровна, заместитель директора по воспитательной работе ЧОУ «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38» г.Старый Оскол
(Православная культура — 2011)

2.11. «Использование метода проектирования в формировании социальной позиции выпускника дошкольного образовательного учреждения»
Автор опыта: Телитченко Людмила Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода
(Дошкольное воспитание — 2011)

2.10. «Интеграция содержания обществоведческих курсов и музейной работы как условие совершенствования патриотического воспитания учащихся»
Автор опыта: Шемаева Светлана Сергеевна, учитель истории МОУ СОШ № 28 г. Белгорода
(История и обществознание — 2011)

2.9. «Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе кадетского и казачьего образования»
Авторы опыта: Иванова Елена Ивановна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол, Емельянова Лилия Васильевна, заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол, Полева Наталия Викторовна, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол
(Управление образовательными системами — 2011)

2.8. «Патриотическое воспитание как основа подготовки будущих защитников Отечества»
Автор опыта: Щербакова Ольга Ивановна, воспитатель ГОУ (общеобразовательная школа-интернат) «Белгородский областной лицей-интернат (Белгородский областной лицей милиции имени Героя России В.В. Бурцева»)
(Классное руководство – 2010)

2.7. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»
Автор опыта: Сорокопытова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области.
(Русский язык. Литература – 2008)

2.6. «Нетрадиционные технологии художественно-эстетического развития детей в ДОУ»
Автор опыта: Ткаченко Елена Вячеславовна, заведующая МДОУ детским садом №72 «Мозаика» г. Белгорода, Фирсова Валентина Николаевна, старший воспитатель МДОУ детский сад №72 «Мозаика» г. Белгорода, Скрипченко Елена Ивановна, педагог дополнительного образования МДОУ детский сад №72 «Мозаика» г. Белгорода
(Дошкольное воспитание –2009)

2.5. «Использование проектной методики во внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников»
Автор опыта: Пономаренко Юлия Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Ладомировская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области».
(Управление образовательными системами – 2008)

2.4. «Создание эффективной системы трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома как фактора, способствующего их успешной социализации, с использованием возможностей социального партнерства»
Автор опыта: Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Разуменский детский дом». Белгородского района Белгородской области.
(Интернатные и коррекционные учреждения – 2008)

2.3. «Роль школьных парламентских игр в воспитании нового гражданина России – гражданина с активной жизненной позицией»
Автор опыта: Березовская Валентина Аполлинарьевна, заведующая информационно – методическим отделом МОУ ДОД «Белгородский Дворец детского творчества».
(Дополнительное образование – 2007)

2.2. «Педагогические условия формирования у старших дошкольников опыта безопасного поведения на дороге»
Авторы опыта: Чебукина Оксана Владимировна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 57» г.Белгорода, Миленко Виктория Михайловна, преподаватель Белгородского педагогического колледжа, Колесникова Яна Николаевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 57» г.Белгорода.
(Дошкольное воспитание – 2008)

2.1. «Формирование личности младшего школьника посредством речевого развития на уроках русского языка и литературного чтения»
Автор опыта: Рыбалко Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Харьковская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области».
(Начальная школа – 2007)