Открытое заседание областного клуба «Учитель года» в Губкине.

18 октября 2013 года на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкина прошло открытое заседание областного клуба «Учитель года».

Областной клуб «Учитель года», в который входят лучшие учителя Белгородской области –победители и лауреаты областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» разных лет, продолжает делиться педагогическим опытом со своими коллегами, проводя для них открытые уроки и мастер-классы. Такие «методические поезда», где в роли наставника выступает опытный педагог и ведётся диалог «учитель -учитель», вызывают интерес в педагогической среде.

18 октября 2013 года на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа No17» г. Губкина прошло открытое заседание областного клуба «Учитель года». В рамках единого методического дня «Современные подходы к проектированию учебного занятия в условиях введения ФГОС второго поколения», организованного Белгородским институтом развития образования при содействии управления образования и науки администрации Губкинского городского округа, МБУ «Научно — методический центр» г. Губкина , своё мастерство продемонстрировали лучшие педагоги Белгородской области. Всего в мероприятии принял и участие более 160 педагогов общеобразовательных учреждений района (учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, английского языка, истории, географии, химии , музыки, физической культуры ).

01

В основе открытого урока Филоновой Оксаны Александровны , учител я русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа No 33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол, Почетн ого работник а общего образования РФ, лауреат а областного конкурса «Учитель год а — 2009», победител я конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2009, 20013 годах, на тему «Изучение морфологии. Система частей речи в русском языке» в 5 классе лежит исследовательская деятельность. Проводя мини — исследования, учитель созд ает проблемные ситуации и разрешает их с помощью учеников. Был использован лингвистический эксперимент, основанный на связи с жизнью, практической деятельностью. Урок включал работу в коллективе, паре. Системность изучения частей речи рассмот рена учащимися с точки зрения их возникновения и исторического развития. Закономерной и интересной была интеграция содержания с математикой и литературой. Использованные методы познания: наблюдение, опыт, поиск информации, создание нестандартной ситуации – способствовал и реализации развивающей функции обучения. Высокую оценку урока дали сами учащиеся, отметив, что занятие было интересным, а самое главное – познавательным.

Мастер — класс Филоновой О.А. « Индивидуальные образовательные траектории как средство творческого сам оразвития обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования » отличал ся четким алгоритм ом , наличие м оригинальных методов и приемов , соответствующим современным тенденциям в обучении русскому языку. Педагогическая харизма, способность учителя к импро визации имели высокую степень воздействия на аудиторию.

02 03

Высокий уровень п рофессионализм а и педагогического мастерств а продемонстрировала Силаев а Татьяна Анатольевн а , учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей No3» г. Старый Оскол, Почетн ы й работник общего образования РФ, лауреат областного конкурса «Учитель года — 2008», дву кратн ый победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2008 и 2011 г .г.

Открытый урок в 11 классе «Международное государственное право» и мастер — класс «Развитие личностных качеств лицеистов как условие повышения эффективности подготовки к олимпиадам по обществоведческим дисциплинам» дали представление о методах, приемах, формах деятельности, которые удаются учителю в процессе подготовки учащихся.

Татьяна Анатольевна не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует широкий спектр педагогических средств, моделиру я учебные ситуации. Коллеги отметили, что вся работа Татьяны Анатольевны направлена на результативнос ть и формирование познавательной активности учащихся.

04 05

Высокое педагогическое мастерство продемонстрировала Лариса Георгиевна Манзуланич, учитель начальных классов МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа No2 Яковлевского района Белгородской обла сти» имени Героя Советского Союза Швеца В.В., лауреат областного конкурса «Учитель года — 2013», на уроке литературного чтения на тему «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Используя те хнологию системно — деятельностного подхода , на уроке были созданы необхо димые условия для включения учащихся в контрольно — оценочную деятельность. Свой урок Лариса Георгиевна строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Стимулируя учащихся к выражению собственного мнения, педагог формиро вала умение доказывать его, при этом каждый ребенок имел право и на творчество , и на ошибку.

На мастер — классе «Развитие контрольно — оценочной самостоятельности как необходимое условие успешности в обучении» Манзуланич Л.Г. п рисутствующие познакомились с при емами обучения младших школьников контрольно — оценочной самостоятельности. Лариса Георгиевна продемонстрировала коллегам, как контрольно — оценочная самостоятельность младших школьников в дальнейшем будет способствовать повышению их учебно — познавательной акт ивности, формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе; позволит учащимся правильно организовать свою деятельность, способствовать успешности обучения.

06 07

Урок, проведенный Почекаевой Еленой Витальевной , учителем химии МАОУ «Гимназия No 6» г. Губкина, Почетного работника общего образования РФ, лауреата областного конкурса «Учитель года — 2000», «Учитель года — 2009», победителя конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2009, 2013 годах, руководителя авторской школы, на тему «Закономерности течения химических реакций» в 9 классе, является образцом современного рока химии в свете требований ФГОС общего образования.

Ученический и демонстрационный эксперимент, творческие задания, ра знообразные виды деятельности учащихся, непревзойденное методическое мастерство учителя вызвали большой интерес у учеников и присутствующих на уроке учителей химии.

На мастер — классе «Гуманитарные аспекты в преподавании химии» учителя учились тому, как исп ользовать художественные произведения на уроках химии. Например, отрывок романа Ж.Верна «Таинственный остров» — прекрасная иллюстрация химической стороны производства железа. Живую дискуссию участников мастер — класса вызвал отрывок из романа: «Какое топлив о заменит уголье», педагоги обсуждали будущее водородной энергетики, проблемы использования водорода на транспорте. На примере отрывка из книги Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» присутствующие в увлекательной форме изучили разложение известняка и гашен ие извести.

08 09

География , как ник ак ой другой предмет , способствует развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся. И , совершив удивительное путешествие вместе с Булгаковой Любовью Михайловной, учителем географии МАОУ «Гимназия No 6» г. Гу бкина, Отличником народного просвещения РФ, победителем конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2008, 2012 годах, руководителем авторской школы, в этом убедились учащиеся 7 класса на уроке «Первое знакомство с Африкой» .

Урок был пров еден в деятельностном режиме с учетом современных требований. Любовь Михайловна большое внимание на уроке уделяет формированию исследовательских компетенций обучающихся. Это было нагля д но представлено на уроке и мастер — классе «Исследовательская деятельност ь как приоритетное направление в работе с одаренными детьми». Главная цель работы учителя – развивать у детей самостоятельное мышление, умение организовать свою деятельность. Любовь Михайловна создала на уроке атмосферу заинтересованности, эмоциональности, увлеченности, творческого поиска. Все это говорит о большом творческом потенциале учителя, его таланте и постоянном самосовершенствовании.

10 11

Ирина Викторовна Ежкова, учитель математики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа No 1 с углубленным изучением отде льных предметов» г. Губкин, Заслуженный учитель РФ, лауреат областного конкурса «Учитель года — 2011», двукратный победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2006 и 2010 г.г., руководитель авторской школы , провела урок в 5 классе по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения. (Зимняя олимпиада СОЧИ — 2014)» . У рок — путешествие, организованный в атмосфере доброжел ательности, погрузил учащихся в увлекательный мир чисел. На протяжении всего урока Ирина Вик торовна старалась развивать и п оддерживать интерес к предмету, используя истори ческий и занимательный материал, вовлекая учащихся в исследовательск ую деятельность, самостоятельное математическое творчество.

На уроке сочета лись группов ая , и ндивидуальная и самостоятельная форм ы работы . Ирина Викторовна подобрала такие задания ( развивающие, логически е, проблемные, интеллектуальные), которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

На мастер — классе Ежковой И.В. по теме « Исследовательская лаборатория «Пчелы – удивительные творения природы» математики оказались в исследовательской лаборатории и стали аналитиками, биологами, химиками. Изучая пч ел, удивительных творений природы, участники мастер — класса узнали, что эти насекомые не только труженики, но и замечательные математики.

12 13

Разнообразный по типам заданий и интересный по содержанию урок Титовой Елены Олеговны, учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа No 12 с углубленным изучением отдельных пре дметов» г. Губкин, лауреата областного конкурса «Учитель года — 2012», на тему «Композитор – имя ему народ» позволил учителю вовлечь всех учащихся в работу на уроке, повысить их активность, работоспособность, увлеченность.

Соответствующий требованиям ФГОС второго поколения , урок Елены Олеговны был направлен на формирование универсальных учебных действий. Были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся . Чередуя материал различной степени трудности, Елена Олеговна применяла разнообразные виды уч ебной деятельности: вокально — хоровая работа, восприятие и анализ музыки, музицирование, музыкально — пластические движения, выполнение проблемно — творческих заданий. Прививая своим ученикам любовь к народным мелодиям, культуре русского народа, учитель достига ет цели урока, при этом формируются такие понятия, как «русский песенный фольклор», «народные напевы», «народные ритмы и тембры».

Присутствующие на мастер — классе «Методика разучивания народных песен и применение музыкального фольклора на уроках музыки» по знакомились с методическ им мастерством учителя , но и получили истинное удовольствие, участвуя в импровизированном концерте, исполняя песни, играя на на родных музыкальных инструментах.

14 15

В рамках областного единого методического дня учителя иностранного язык а посетили урок Новиковой Светланы Николаевны , учителя английского языка МБОУ – средняя общеобразовательная школа No 7 г . Белгорода, лауреата областного конкурса «Учитель года — 2013 », на тему «Проектная деятельность по теме «Известные люди» (6 класс) и мастер — класс «Ментальные карты как способ визуализации информации при подготовке проектных и исследовательских работ».

В течение всего урока учащиеся были вовлечены в активную поисково — творческую деятельность, результатом которой стало «открытие» еще одного зала музея мадам Тюссо, посвященного выдающимся уроженцам белгородской земли. Дружелюбие, доброжелательность, уважение и внимание к каждому ребенку создало обстановку психологического комфорта на уроке.

В ходе мастер-класса учителя проследили историю «Ка мня судьбы» с древнейших времен и до наших дней и попутно открыли для себя много нового и интересного, касающегося истории Шотландии.

16 17

Проблема воспитания интереса к занятиям физической культурой и спортом, приобщения детей к здоровому образу жизни стала к лючевой идеей открытого урока «Применение средств туризма на уроках физической культуры» Махова Валерия Игоревича, учителя физической культуры МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района с углубленным изучением отдельных предметов », победителя областного конкурса «Учитель года — 2013», лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2013», кандидата педагогических наук.

Одним из видов спортивно — оздоровительной деятельности является спортивный туризм, который представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков, что и было эффективно продемонстрировано на уроке. Занятия туризмом способствуют приобретению детьми необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения. Туристическая деятельность, которая открывает большие возможности для приобретения жизненно важных общеобразовательных и специальных знаний, различных практических двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Педагоги, присутствующие на уроке увидели, что интерес к занятиям можно вызвать , не только имея специальное туристское снаряжение и оборудование, т.е. минимальную спортивную базу, но и огромное желание приобщить к этому виду деятельности учащихся.

На мастер — классе «Использование средств туризма для совершенствования прикладных и коммуникативных навыков обучающихся» Валерий Игоревич показал, что обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов и соревнований, топография и ориентирование, организация туристского быта, медицина и физиология, особенности организации питания, экология, краеведение – это создает условия для самоопределения обучающегося и формирование общей культуры. Практика показывает, чтобы добиться высоких результатов необходимо постоянное совершенствование технико — тактической подготовки, разработки новых современных приемов, отработки их до автоматизма, развитие логического мышления.

18 19

Молодые специалисты Губкинского городского округа получили возможность побывать на уроке и мастер — классе Магомедовой Алины Владимировны , учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия No 1» г. Белгорода, победителя областного конкурса «Педагогический дебют 2013 », победителя Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2013». Урок внеклассного чтения в 6 классе «Психологический портрет героя в рассказе А.П. Чехова «Гриша» строился на основе системно — деятельностного подхода: ученики получали знания не в готовом виде, а путем самостоятельного поиска.

Используя разнообразные формы , методы и приемы работы (опора на личный опыт учащихся, различные виды чтения, вариативность высказывания, подбор синонимов, ведение словаря урока, т олкование незнакомых слов и т.д.) , учитель и учащиеся проанализировали рассказ А.П.Чехова «Гриша» и составили психологический портрет главного героя.

Мастер — класс Магомедовой А.В. был посвящен развитию логического мышления обучающихся на уроках литературы на основе деятельностного подхода. Молодые педагоги, присутствующие на мастер — классе, с большим желанием выполняли все задания, подготовленные учителем . Мастерство молодого учителя Алины Владимировны позволило увидеть, что изучение сложного материала на уроке можно преподать просто, понятно и с увлечением.

20 21

Вагурина Светлана Дмитриевна , заведующая центром организационно — методического сопровождения конкурсного движения и диссеминации актуального педагогического опыта , провела консультативный семинар для заместителей директоров школ города по теме «Система работы по обобщению и диссеминации актуального передового опыта педагогов».

Светлана Дмитриевна построила свое выступление на анализе типичных ошибок, допускаемых при описании и оформлении материалов актуального педагогического опыта. Большое внимание Светлана Дмитриевна уделила роли заместителей руководителей школ, курирующих это направление, коснулась структур ы целостного описания опыта и его составляющих элементов, наглядно проиллюстрировав особеннос ти каждого раздела. Кроме того , Светлана Дмитриевна рассказала об особенностях построения мастер — класса, его основных составляющих и современных требованиях к этому виду диссеминации актуального педагогического опыта.

22 23

Педагоги отметили большую практическую пользу данной формы распространения педагогического опыта лучших учителей области , дали высокую оценку педагогической деятельности коллег, выразили желание совершенствовать мастерство и повышать свой педагогический профессионализм.

24