Профессиональный стандарт педагога

Документы

Федеральный уровень

Региональный уровень

Внедрение стандарта

Обсуждение профессионального стандарта
Мероприятия

Профессиональный стандарт «Педагог»

Федеральный уровень

Региональный уровень

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Федеральный уровень

Региональный уровень

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»

Федеральный уровень

Региональный уровень

Информационно-методические материалы

Профессиональный стандарт «Педагог»

Рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по распространению результатов внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Материалы для обсуждения)

Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Материалы для обсуждения)

Аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Материалы для обсуждения)

Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в регионах РФ (10 – 13 ноября 2015 г.)

Дайджест основных результатов внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в 2014–2015 годах на базе стажировочных площадок

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Доклад методиста С.А.Тарасовой «О внедрении профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в Тамбовской области: задачи на 2016 год» на Расширенном заседании Президиума Совета директоров организаций дополнительного образования «Реализация плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей в территориях» 26.02.2016 г.

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года. С текстом стандарта можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://rospsy.ru/node/1878.
В настоящее время 12 региональных пилотных площадок участвуют в апробации и доработке профессионального стандарта педагога-психолога, в частности, осуществляется корректировка и уточнение формулировок трудовых действий с учетом модели дифференциации уровней соответствия компетенций содержанию трудовых функций профстандарта педагога-психолога (http://www.rospsy.ru/PSPP).
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в РФ» разъясняет, что целью внедрения профессионального стандарта педагога-психолога является модернизация психологической службы образования в Российской Федерации. Письмо адресовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которые призваны создать условия для внедрения профессионального стандарта педагога-психолога. К указанному письму прилагается утвержденная «дорожная карта» по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога-психолога на 2015-2020 годы. Ознакомиться с содержанием этого письма можно на сайте «Российская психология: информационно-аналитический портал», перейдя по ссылке http://www.rospsy.ru/node/2198.
«Профстандарт педагога-психолога … должен способствовать выстраиванию системы персонифицированной подготовки специалиста (индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития профессионализма), что предполагает формирование индивидуализированных требований к объему и направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников» (Из рекомендаций круглого стола «Апробация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Москва, 14 апреля 2016 г.)) http://www.rospsy.ru/FPO2016

Чем отличается профессиональный стандарт от квалификации и квалификационной характеристики?

Статья 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации содержит следующие трактовки:

КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Если КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА каждой должности имеет только три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации» (в разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих; в разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей; в разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы), то ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, включающий в себя:

  • общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, её основная цель, перечень занятий по общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ), перечень видов экономической деятельности;
  • описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
  • характеристика обобщенных трудовых функций;
  • сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

В профессиональном стандарте указываются наименование профессиональной деятельности, её основная цель, наименования возможных должностей (профессий), требования к профессиональному образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, подробно описываются обобщенные и частные трудовые функции, каждая из которых характеризуется соответствующими трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями.

Сравнив утвержденный в 2015 году профессиональный стандарт педагога-психолога и квалификационную характеристику педагога-психолога в редакции 2010 года, можно убедиться в том, что профессиональный стандарт гораздо более подробно и полно описывает труд педагога-психолога через возможные профессиональные функции и трудовые действия. В профессиональном стандарте конкретно и достаточно определенно раскрываются необходимые знания и умения по каждому из указанных трудовых действий педагога-психолога.

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации г. № 514н от «24» июля 2015)

Квалификационная характеристика педагога-психолога в редакции 2010 года

Доклад Ю.М. Забродина «Профессиональный стандарт как основа эффективной работы психолога в системе образования», который был представлен на Всероссийском семинаре — совещении «Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи – гарантия реализации прав детей и подростков на образование» в Санкт-Петербурге (апрель 2015 года)

Дополнительно

На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в разделе, посвященном профессиональным стандартам, даются разъяснения по их применению.

В частности отмечается, что «обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1  ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора». Кроме того, «по вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы»

Часто задаваемые вопросы

Профессиональный стандарт руководителя ОО

Документы
Федеральный уровень

Региональный уровень

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога
Обсуждение профессионального стандарта

Мероприятия

Информационно-методические материалы