Уважаемые ученые, аспиранты, учителя общеобразовательных организаций, магистранты!

Приглашаем к участию в работе междисциплинарного клуба дискуссионного клуба «Инсайт» всех тех, кому интересна проблематика клуба и тема конкретной встречи.

Цель деятельности клуба: объединение усилий представителей разных наук, педагогов-практиков для обсуждения, выработки приоритетов и обогащения практики в области образования, как современной открытой системе, существующей в условиях неопределенности.

Тема встречи: «Антропологический подход в постклассической науке»

Обоснование темы. Использование исследователями и педагогами-практиками антропологического подхода к решению проблем образования предполагает знание того, что такое мир, человек, наука, познание и прочие явления, смысл которых существенно трансформировался в контексте неклассической философии. Для этого следует обратиться к фундаментальным принципам философской антропологии современного постклассического периода, рассмотреть их реализацию в исследованиях современных проблем образования.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Правомерно ли отождествление антропологического принципа в образовании с антропоцентризмом?
  2. Не противоречит ли самодетерминация, самоутверждение личности идее сотрудничества, кооперации с другими людьми?
  3. Что означает использование антропологического подхода в исследованиях и практике обучения и воспитания?
  4. Какие взгляды на человека доминируют в современных педагогических разработках и в практике обучения, какие новые тренды в них появляются?
  5. В чем состоит антропологический смысл дидактической концепции развивающей функции обучения?
  6. Столь ли необходима антропологическая интерпретация существующих типов обучения?
  7. Антропологический и культурологический подходы к формированию содержания образования: они компаньоны или соперники?
  8. Нет ли противоречия между антропоцентрированной дидактической системой учителя и реализуемым в практике обучения компетентностным, системно-деятельностными подходами?
  9. Какие риски в практике обучения возникают при фрагментарном, механическом переносе элементов известных технологий обучения на собственную практику обучения?

10. Какова роль антропологического знания в восприятии и освоении учителем современных инновационных образовательных практик и достаточен ли уровень его освоения при подготовке будущего учителя?

Обсуждаемые тезисы статьи Е.М. Сергейчик «Философские основания антропологического подхода в постклассической науке» (файл со статьей размещен на странице дискуссионного клуба в разделе «Материалы для дискуссий»)

1.«Характерной особенностью философской антропологии является отказ от признания присутствия в мире трансцендентного, т.е. объективного, независимого от человека начала.

2. «.. свобода сопрягается не с необходимостью, а с ответственностью»

.3. «Адекватность истины может пониматься как адекватность взглядам людей, которые ищут и находят решение проблем. Иными словами, в неклассической философии истина исторична, коммуникативна и прагматична».

План заседания дискуссионного клуба

  1. Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
  2. Выступление заведующего кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, д.п.н, профессора Елены Николаевны Селиверстовой на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической концептуализации развивающей функции обучения» -15 мин.
  3. Обсуждение доклада Е.Н. Селиверстовой участниками заседания – 10 мин.
  4. Выступление д.п.н., профессора кафедры педагогики НИУ БелГУ Ирины Витальевны Ирхиной на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической системе современного учителя» – 15 мин.
  5. Обсуждение доклада  И.В. Ирхиной участниками заседания – 10 мин.
  6. Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.

 Ждем на встрече нового заседания клуба!

Время встречи: 13 ноября (пятница), 18-00

Ссылка для входа:

https://zoom.us/j/91227377502?pwd=V1VoZW5PMW9UeVdYWEF2SE5CV0hidz09

О размещении записи дискуссий будет указано на странице сайта кафедры педагогики

Орг. комитет клуба: д.п.н., доцент кафедры педагогики Г.В. Макотрова, к.п.н., доцент кафедры педагогики Е.Н. Кролевецкая,  к.п.н., доцент кафедры педагогики А.Г.Клепикова