Уважаемые ученые, аспиранты, учителя общеобразовательных организаций, магистранты!
Приглашаем к участию в работе междисциплинарного клуба дискуссионного клуба «Инсайт» всех тех, кому интересна проблематика клуба и тема конкретной встречи.
Цель деятельности клуба: объединение усилий представителей разных наук, педагогов-практиков для обсуждения, выработки приоритетов и обогащения практики в области образования, как современной открытой системе, существующей в условиях неопределенности.
Тема встречи: «Антропологический подход в постклассической науке»
Обоснование темы. Использование исследователями и педагогами-практиками антропологического подхода к решению проблем образования предполагает знание того, что такое мир, человек, наука, познание и прочие явления, смысл которых существенно трансформировался в контексте неклассической философии. Для этого следует обратиться к фундаментальным принципам философской антропологии современного постклассического периода, рассмотреть их реализацию в исследованиях современных проблем образования.
Обсуждаемые вопросы:
- Правомерно ли отождествление антропологического принципа в образовании с антропоцентризмом?
- Не противоречит ли самодетерминация, самоутверждение личности идее сотрудничества, кооперации с другими людьми?
- Что означает использование антропологического подхода в исследованиях и практике обучения и воспитания?
- Какие взгляды на человека доминируют в современных педагогических разработках и в практике обучения, какие новые тренды в них появляются?
- В чем состоит антропологический смысл дидактической концепции развивающей функции обучения?
- Столь ли необходима антропологическая интерпретация существующих типов обучения?
- Антропологический и культурологический подходы к формированию содержания образования: они компаньоны или соперники?
- Нет ли противоречия между антропоцентрированной дидактической системой учителя и реализуемым в практике обучения компетентностным, системно-деятельностными подходами?
- Какие риски в практике обучения возникают при фрагментарном, механическом переносе элементов известных технологий обучения на собственную практику обучения?
10. Какова роль антропологического знания в восприятии и освоении учителем современных инновационных образовательных практик и достаточен ли уровень его освоения при подготовке будущего учителя?
Обсуждаемые тезисы статьи Е.М. Сергейчик «Философские основания антропологического подхода в постклассической науке» (файл со статьей размещен на странице дискуссионного клуба в разделе «Материалы для дискуссий»)
1.«Характерной особенностью философской антропологии является отказ от признания присутствия в мире трансцендентного, т.е. объективного, независимого от человека начала.
2. «.. свобода сопрягается не с необходимостью, а с ответственностью»
.3. «Адекватность истины может пониматься как адекватность взглядам людей, которые ищут и находят решение проблем. Иными словами, в неклассической философии истина исторична, коммуникативна и прагматична».
План заседания дискуссионного клуба
- Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
- Выступление заведующего кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, д.п.н, профессора Елены Николаевны Селиверстовой на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической концептуализации развивающей функции обучения» -15 мин.
- Обсуждение доклада Е.Н. Селиверстовой участниками заседания – 10 мин.
- Выступление д.п.н., профессора кафедры педагогики НИУ БелГУ Ирины Витальевны Ирхиной на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической системе современного учителя» – 15 мин.
- Обсуждение доклада И.В. Ирхиной участниками заседания – 10 мин.
- Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.
Ждем на встрече нового заседания клуба!
Время встречи: 13 ноября (пятница), 18-00
Ссылка для входа:
https://zoom.us/j/91227377502?pwd=V1VoZW5PMW9UeVdYWEF2SE5CV0hidz09 |
О размещении записи дискуссий будет указано на странице сайта кафедры педагогики
Орг. комитет клуба: д.п.н., доцент кафедры педагогики Г.В. Макотрова, к.п.н., доцент кафедры педагогики Е.Н. Кролевецкая, к.п.н., доцент кафедры педагогики А.Г.Клепикова