Аттестация педагогических работников

Главная

 
Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: - Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Основными задачами проведения аттестации являются:
    а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
    б) определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
    в) повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
    г) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
    д) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
    е) обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
 



Государственные услуги в электронном виде

 



Алгоритм подачи заявлений на квалификационные категории

 



Новации Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

 
 
 

Уважаемые коллеги, обращаем Ваше внимание!

-заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации.
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.



№ п/п

Срок аттестации

(по желанию аттестуемого или истечению срока предыдущей аттестации)

Месяц подачи заявления (дату написания заявления ориентировать по дате заседания и по типу учреждения)

Рекомендуемые сроки подачи заявления

 ДОУ, УДОД, учреждения культуры, соцзащиты, здравоохранения

 

Учреждения СПО

Общеобразовательные учреждения

1.       

Сентябрь 2024 г.

Июль
2024 г.

с 01.07.2024

по 05.07.2024

с 08.07.2024

по 12.07.2024

с 15.07.2024

по 19.07.2024

2.       

Октябрь 2024 г.

Июль - Август 2024 г.

с 22.07.2024

по 26.07.2024

с 29.07.2024

по 02.08.2024

с 12.08.2024

по 16.08.2024

3.       

Ноябрь 2024 г.

Август – Сентябрь 2024 г.

с 19.08.2024

по 23.08.2024

с 02.09.2024

по 06.09.2024

с 09.09.2024

по 13.09.2024

4.       

Декабрь 2024 г.

Сентябрь - Октябрь 2024 г.

с 16.09.2024

по 20.09.2024

c 30.09.2024
по 04.10.2024

c 07.10.2024
по 11.10.2024

5.       

Январь 2025 г.

Октябрь - Ноябрь 2024 г.

с 21.10.2024

по 25.10.2024

с 04.11.2024

по 08.11.2024

с 11.11.2024

по 15.11.2024

6.       

Февраль 2025 г.

 Ноябрь - Декабрь 2024 г. 

с 18.11.2024

по 22.11.2024

с 02.12.2024

по 06.12.2024

с 09.12.2024

по 13.12.2024

7.       

Март 2025 г.

Декабрь 2024 г. – Январь 2025 г.

с 18.12.2024

по 22.12.2024

с 24.12.2024

по 27.12.2024

с 09.01.2025

по 13.01.2025

8.       

Апрель 2025 г.

Январь – Февраль 2025 г.

с 13.01.2025

по 17.01.2025

с 27.01.2025

по 31.01.2025

с 03.02.2025

по 07.02.2025

9.       

Май 2025 г.

Февраль 2025 г. – Март 2025 г.

с 17.02.2025

по 21.02.2025

с 03.03.2025

по 06.03.2025

с 10.03.2025

по 14.03.2025

 



Заявление на аттестацию в целях установления квалификационных категорий педагогические работники подают за 3 месяца до истечения срока действия квалификационной категории.
В течение 1 месяца обеспечивается:

  • - проверка заявления;
  • - внесение в базу данных;
  • - подготовка предложений к заседанию ГАК об определении индивидуальных сроков аттестации;
  • - установление индивидуальных сроков аттестационного периода на заседании ГАК.
В течение 2 месяцев аттестационного периода:
  • - подготовка к экспертизе профессиональной деятельности (заполнение электронного портфолио в системе ЭМОУ);
  • - экспертиза профессиональной деятельности (электронное портфолио);
  • - проведение заседание ГАК.



Решения ГАК

 

Документы

 

Уважаемые коллеги!
С 2024/2025 учебного года аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий проводится в соответствии с показателями, утвержденными Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2024 № 196

Критерии, используемые в 2023/2024 учебном году, могут служить ориентирами при предоставлении документов и материалов в рамках утвержденных показателей.

Оценка профессиональной деятельности педагога в баллах также не предусмотрена. Главная аттестационная комиссия Белгородской области принимает решение об установлении квалификационных категорий на основании утвержденных показателей.

Цифра «0», автоматически выставляемая в системе ЭМОУ, означает отсутствие документов и материалов по направлениям деятельности, цифра «1» – их наличие. Общее количество баллов не учитывается при принятии решения.


Показатели при аттестации в целях установления квалификационных категорий

 

Архив критериев и показателей на 2023-2024 учебный год

Актуальные вопросы

 
ОТВЕТ:

Нет. С учетом норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49) Порядком аттестации, утвержденным приказом № 196, не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию.

ОТВЕТ:

Сроки действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» Порядком аттестации не предусмотрены. При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 55 Порядка аттестации дифференциация в оплате труда с учетом указанных квалификационных категорий может осуществляться только при выполнении педагогическими работниками, которым установлены соответствующие квалификационные категории, дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Необходимо, чтобы педагогические работники, имеющие (имевшие) первую квалификационную категорию по одной из должностей, при принятии решения об участии в аттестации в целях установления высшей квалификационной категории предварительно провели объективный анализ своей профессиональной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Нет. Педагогические работники, замещающие должности «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике 2 непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных организациях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), не вправе претендовать на установление указанной квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Да. Комментарий: в соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявление в целях установления высшей квалификационной категории педагогический работник вправе подавать, имея первую или высшую категорию по любой должности, как это ранее было рекомендовано положениями Отраслевых соглашений, заключенных Минпросвещения России и Минобрнауки России с Общероссийским Профсоюзом образования на 2021-2023 годы.

ОТВЕТ:

На усмотрение руководителя образовательной организации. В соответствии с положениями Отраслевого соглашения, заключенного Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на 2024-2026 годы (пункт 5.10.1) рекомендовано осуществлять оплату труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории по одной должности за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении № 3 к Отраслевым соглашениям, а также в других случаях, если по обеим должностям совпадают профили работы (деятельности).

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Педагогический работник может подать заявление в аттестационную комиссию в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» со дня вынесения решения аттестационной комиссии об установлении ему высшей квалификационной категории, т.к. Порядком аттестации не устанавливается период времени со дня вынесения аттестационной комиссией решения об установлении высшей квалификационной категории, через который педагогический работник может подать заявление на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Порядком аттестации не установлены сроки деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, которые дают педагогическому работнику право для обращения в аттестационную комиссию для аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».

ОТВЕТ:

За 3 месяца до истечения срока действия первой квалификационной категории подать заявление в аттестационную комиссию, приложив документ, подтверждающий установление первой квалификационной категории. Пунктом 2 приказа № 196 дополнительно гарантируется сохранение уже установленных квалификационных категорий педагогическим работникам вне зависимости от действия приказа № 276. Учитывая то, что предусмотренные Порядком аттестации № 276 показатели профессиональной деятельности педагогических работников, на основе которых устанавливаются первая и высшая квалификационные категории, были перенесены в Порядок аттестации, утвержденный приказом № 196, считаем целесообразным аттестационным комиссиям принимать решение об установлении квалификационной категории с учетом ранее принятого решения в отношении конкретного педагогического работника, а также с учетом положений абзацев 4 и 5 пункта 31 Порядка аттестации № 196.

ОТВЕТ:

Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

ОТВЕТ:

На основании заявления педагогического работника и ходатайства работодателя, сформированного на основе решения педагогического совета образовательной организации, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации.

ОТВЕТ:

В соответствии со статьей 49 Закона об образовании, а также Порядком аттестации не предусматривается возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников. Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. При этом не предусматривается установление дополнительных показателей, критериев, не предусмотренных пунктами 35 и 36 Порядка аттестации. Также не устанавливаются требования к педагогическим работникам о представлении письменных отчетов (самоанализа) о своей профессиональной деятельности, распространении опыта по определенной форме, в определенном объеме, представлении рецензий, отзывов на авторские разработки и т.п. В заявлении в аттестационную комиссию сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях 11 педагогические работники сообщают в свободной форме. Порядком аттестации не предусмотрены полномочия по разработке на региональном уровне какой-либо шкалы (в баллах, в процентах и иного инструментария) при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, из-за которых педагогическому работнику может быть отказано в установлении квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Если при аттестации педагогического работника в целях установления первой квалификационной категории в соответствии с Порядком аттестации у него имелась первая квалификационная категория, установленная по ранее действовавшему порядку, срок действия которой не истек на день принятия решения аттестационной комиссией об отказе в ее установлении бессрочно, то первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия. При этом согласно пункту 41 Порядка аттестации педагогические работники, которым отказано в установлении квалификационной категории, могут обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При аттестации в целях установления педагогическому работнику высшей квалификационной категории, имевшему по состоянию на 1 сентября 2023 года первую квалификационную категорию, срок действия которой на день принятия решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории не истек, первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия согласно пункту 40 Порядка аттестации. При этом педагогический работник, которому было отказано в установлении высшей квалификационной категории, может в любое время обратиться с заявлением в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления первой квалификационной категории, поскольку решение аттестационной комиссии в данном случае не было связано с отказом в установлении первой квалификационной категории.

Аттестация руководителей

Тестирование в рамках проверки сформированности управленческих компетенций по подготовке к процедуре аттестации


 

Ваше отношение к проекту «Внедрение новой системы аттестации руководителей (кандидатов на должности руководителя) муниципальных образовательных организаций»


Ответили положительно: 126
Ответили отрицательно: 12
 

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Глава 5]

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
2.Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.