Ректор Белгородского института развития образования, доктор психологических наук Альбина Александровна Бучек рассказала о том, как реализуется  региональный проект «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями».

- В чем смысл проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями»?

- Бесспорно, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в получении качественного инклюзивного образования. Для этого необходимы педагоги, обладающие специальной подготовкой, умеющие выявить и удовлетворить особые образовательные потребности воспитанников детского сада или школьников. В этой связи повышается значение поддержки педагогов системы инклюзивного образования, которая начинается с определения их профессиональных затруднений.

Проект «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» направлен на создание многоуровневой системной помощи этой категории педагогов. Центральное звено инклюзивной школы – это психолого-педагогический консилиум, в основе работы которого командное взаимодействие специалистов. Миссия нашего проекта состоит в активизации и усилении работы консилиумов, благодаря развитию компетенций сотрудничества у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решению этой задачи послужат семинары-практикумы на базе стажировочных площадок, серия вебинаров, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Таким образом, проект направлен на создание многоуровневой системной помощи педагогам, задействованным в создании специальных образовательных условий для детей с нарушениями развития как школьного, так и дошкольного возраста.

- Насколько острый кадровый голод испытывает этот сегмент образования?  Какие пути насыщения квалифицированными кадрами вы видите?

- Сотрудники Белгородского института развития образования проанализировали соотношение количества детей с нарушениями развития, посещающих детские сады и  школы, и специалистов их сопровождающих. Согласно нормативу Министерства просвещения РФ на  6-12 обучающихся с ОВЗ должна выделяться 1 ставка учителя-дефектолога. Был выявлен катастрофический дефицит кадров в регионе. Так, слабовидящих и слепых детей насчитывается 111 человек, для их сопровождения требуется не менее 9 тифлопедагогов. Детей с ЗПР – 1229 и для сопровождения этой категории необходимо более 100 олигофренопедагогов.

Вузы нашего региона не готовят таких специалистов, а потребность в них растёт. Вначале планировалось, что переподготовку пройдут порядка 20 олигофренопедагогов и 2 тифлопедагога, но на сегодня от муниципалитетов уже получено 30 заявок на переподготовку по специальности «Дефектология (олигофренопедагогика)» и 6 заявок - по специальности «Тифлопедагогика».

Ключевая задача проекта – снизить этот дефицит кадров!

Важным шагом на пути решения этой проблемы станет заключение договоров о целевом обучении студентов с вузами за пределами региона. Как известно, подобные договоры предусматривают обязательную отработку не менее 3-х лет по специальности в организациях, которые направляют на учебу. В данном случае это станут образовательные учреждения Белгородской области. Думается, в последующем целесообразно открыть специальность «Дефектология (олигофренопедагогика)» в НИУ «БелГУ».

- Что такое ресурсный класс? Какие специалисты там работают?

- Одним из вариантов организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра является модель «Ресурсный класс/ресурсная группа», предполагающая постепенную интеграцию детей в образовательную среду школы или детского сада, в среду сверстников.

В рамках проекта значительное внимание уделяется подготовке кадров для реализации образовательной модели «Ресурсный класс/ресурсная группа». Здесь предусматривается подготовка команды специалистов со специальным образованием в области дефектологии и прикладного анализа поведения, а также поддержка взаимодействия педагогов, тьюторов и родителей обучающихся с кураторами «Ресурсных классов или ресурсных групп».

В настоящее время заключен договор с десятью специалистами, выполняющими работу по консультированию педагогов. Сегодня куратор сопровождает несколько образовательных организаций, при этом в одном ресурсном классе куратор работает от шести до десяти часов в неделю. Хотя на одного куратора должно приходиться не более 3 классов или групп. Из-за дефицита кадров это требование пока не выполняется. В настоящее время требуется 12 кураторов, а на 2021-2022 учебный год потребуется 16! Следует отметить, что проблема подготовки кураторов носит системный характер: должности куратора ресурсного класса или ресурсной группы в квалификационном справочнике нет, требования к уровню подготовки, соответственно, отсутствуют. Нет четкого понимания, где и как их готовить. Как оценить качество их работы? Решение может быть принято пока только на областном уровне. В рамках проекта запланирована подготовка не менее 12 специалистов, необходимого куратору ресурсного класса (или ресурсной группы), но эта задача может быть решена только после утверждения на региональном уровне соответствующей нормативной базы.

- Как сегодня решается задача по сокращению кадрового дефицита?

- Что касается тьюторов, сопровождающих детей с расстройством аутистического спектра, то здесь имеются определенные достижения. В 2020 году Белгородским институтом развития образования обучено 186 человек по программе «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации» и 62 человека по программе «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольной образовательной организации». За первое полугодие 2021 – уже обучили 21 педагога для общеобразовательных школ и 23 для работы с дошкольниками.

В этом году в рамках регионального проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» проводятся курсы повышения квалификации для специалистов ресурсных классов Белгородской области.

Так обучение по теме «Организация обучения детей с РАС на основе методов прикладного анализа поведения (ПАП)» прошли 30 специалистов ресурсных классов, в том числе кураторов, методистов и преподавателей БелИРО и СОИРО. Курсы в очном формате проводили высококвалифицированные специалисты: поведенческий аналитик ВСВА, супервизор образовательной организации   "Аутизм и АВА терапия" Наталья Фощунова, специалист по адаптации учебных материалов для детей с особенностями развития, блогер проекта «Mishanya» Виктория Пенькова, учитель начальных классов Любовь Жерикова. Педагоги освоили методы обучения детей работе с текстом, технологию адаптации программно-методических материалов и содержания предметов курса начальной и основной школы (5 класс). Нужно отметить важную роль в организации и проведении курсов, которые вызвали  широкий общественный резонанс и положительный отклик в социальных сетях, доцента кафедры, к.п.н. О.В. Нагель.

- Подготовка специалистов для сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра должна охватывать команду ресурсных классов и групп, включая дефектологов, логопедов и психологов. Насколько коллектив института готов к решению этой актуальной задачи?

Белгородский институт развития образования накопил значительный опыт по организации повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра. Нами получены положительные отзывы не только от педагогов региона, но и от специалистов республики Адыгея.

 Если первоначально планировалось обучение педагогов региона в Институте прикладного анализа поведения города Москвы, то сейчас, отвечая на запрос родительского сообщества, обучение тьюторов будут осуществлять  сотрудники БелИРО с привлечением практикующих кураторов ресурсных классов и ресурсных групп.

Сотрудниками нашего института подготовлено пособие «Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра». Изучен опыт работы инклюзивных школ Санкт-Петербурга. В рамках поездки в Санкт-Петербург, было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Академией постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург). Специалисты нашего института прошли подготовку в области прикладного анализа поведения.

Так, что можно сказать, что коллектив во все оружия готов к реализации данного проекта.