Новогоднее интервью с ректором, доктором психологических наук А.А. Бучек

Новогоднее интервью ректора А.А. Бучек

- Альбина Александровна, не за горами Новый год - некий рубеж, который дает повод проанализировать прожитый отрезок времени. Давайте вспомним о ключевых событиях этого года.

2021 год – это год уверенного выхода белгородской образовательной системы на федеральный уровень. Мы провели серьезную работу, которая позволила наши идеи, апробированные в регионе, вынести на обсуждение педагогической общественности всей страны. Это важное стратегическое достижение института.

Задачи, поставленные перед нами в этом году Министерством просвещения РФ, Академией Министерством просвещения РФ в Белгородской области уже были опробованы в ходе реализации региональных проектов. В 2020 году мы занимались вопросами построение траектории развития каждого учителя, формирования индивидуальных маршрутов повышения квалификации и переподготовки, оценки предметной компетенции педагогов. И в этом году, мы уже смогли поделиться накопленным опытом, оказались готовы к тому, чтобы транслировать его коллегам, тиражировать и масштабировать. Безусловно, очень приятно сознавать, что наша работа получает высокую оценку на федеральном уровне, что Министерство предлагает наш опыт создания ММЦ как пример и образец для всех регионов.

Этот опыт вызвал неподдельный интерес участников Стажировки управленческих команд, прошедшей в Белгородской области в октябре этого года. В ней приняли участие 500 представителей органов государственной власти, курирующих вопросы образования в своих регионах, и руководители образовательных организаций субъектов России. В их числе были, конечно же, и представители региональных институтов развития образования. Приятно отметить, что многие из них выразили искреннюю заинтересованность и желание поглубже изучить наш опыт, созданную нами модель.

Неоднократно мы представляли наш опыт по разработке индивидуальных образовательных маршрутов коллегам из регионов страны. Сотрудники института выполняли многочисленные поручения заместителя Губернатора Белгородской области о введении критерия оценки предметных компетенций педагогов. И это тоже сегодня является актуальной федеральной повесткой. Этот опыт мы также готовы транслировать, поскольку уже накоплены некоторые наработки, которыми можно гордиться.

Каждая система в своем развитии достигает точки, когда оглянувшись назад, можно сказать, что мы движемся в правильном направлении.

В регионе завершается реализация стратегии «Доброжелательная школа», которая занимала умы и сердца последние два года, и была основой построения концепций и программ. Мы выстраиваем новые концепции, стратегии и задачи. Институт включен в эту деятельность. Наша задача обозначить стратегические линии. Это новый важный этап, укрепляющий статус института в регионе.

- Альбина Александровна, в этом году в Белгородском институте развития образования, да и во всей образовательной системе региона произошли значительные преобразования. Как Вы их оцениваете?

Образование – такая структура, которая постоянно находится в состоянии реформирования. Сегодня идет период реформирования образовательных стандартов на принципиально новой основе. И здесь нужно отметить, что обучение становится метапредметным. Метапредметность рождает ученика нового типа, гармонично развитую личность. И учитель, составляя план урока или мероприятия, планируя свою деятельность должен все время учитывать эту задачу, ориентироваться и  работать на нее. Кроме того, ставится задача - не только овладеть знаниями, но и применять их на практике, в реальной жизни. Идет речь о формировании функциональной грамотности. А значит, педагоги тоже нуждаются в переподготовке по методике обучения читательской, математической, финансовой и другими видам функциональной грамотности.

Уже 1 сентября 2022 года 1-е и 5-е классы перейдут на новые стандарты, на новые программы, и у нас остается не так много времени. Вся региональная система образования, включая БелИРО, включается в работу. Нам предстоит разработать портфель документов: методические рекомендации, положения, изменения в программы повышения квалификации наших педагогов, другие документы, позволяющие учителю успешно реализовать новый стандарт. Также в сжатые сроки мы должны проанализировать ситуацию в регионе и рассмотреть возможность включения 2-х и 6-х классов в эксперимент по переходу на новый стандарт. Такой самоанализ поможет реально оценить свои силы и возможности, в том числе финансовые, кадровые, материально-технические, позволит прогнозировать развития образовательной сферы на ближайшее время.

- Что уходящий год дал лично Вам как руководителю? За что Вы можете его поблагодарить?

В этом году произошло много интересных мероприятий. Мне посчастливилось участвовать в ряде всероссийских этапов профессиональных конкурсов в качестве члена жюри. Конкурсы позволили увидеть учительское сообщество способным воспитать и научить. Учитель должен задавать тональность отношений, быть гармоничной и мудрой Личностью, способной взрастить достойную Личность возле себя. И здесь школьный учитель либо становится другом-наставником, ведущим за собой ученика, либо «догоняет» ученика, не успевая за его развитием.

Конкурсы помогли мне посмотреть на вопросы переподготовки учителей с другой стороны. Когда мы учим педагогов на курсах повышения квалификации перед нами стоит конкретная задача – восполнить или актуализировать определенные знания и компетенции. Многим учителям не хватает «харизмы», способности проявить свой талант, завоевать ученическую аудиторию. Эти качества важны не менее предметных компетенций. В связи с этим, у меня пришло осознание, что в программы переподготовки нужно вносить разделы, посвященные развитию коммуникационных навыков, поиску баланса между задачей «нести знания» и «говорить с подростком на одном языке».

Еще одно открытие связано с деятельностью коллектива БелИРО. В ходе проведения Стажировка управленческих команд, о которой уже шла речь, сотрудники БелИРО показали отличные организаторские способности, высочайший профессионализм при формировать образовательной программы, которая вошли в федеральный перечень программ. Коллеги из других регионов высоко оценили и уровень проведения, и наши наработки. У нас есть чему поучиться – и это вызывает гордость.

Очень часто Академия Министерства Просвещения РФ, Министерство Просвещения РФ приглашают нас принять участие в своих мероприятиях и поделиться накопленным опытом. Все это результат очень серьезной работы многих сотрудников нашего института, общей атмосферы творчества, сотрудничества, соработничества, умения улаживать конфликты и разногласия, договариваться между собой. И это тоже приятное открытие уходящего года.

- Нет сомнения, что весь коллектив добросовестно трудился в течение года. Кто на Ваш взгляд наиболее ярко проявил свои профессиональные и личные качества?

- Мне трудно назвать персоналии, но я хочу отметить тех, кто разработал шесть программ, вошедших в федеральный перечень. Их качество настолько высоко, что эксперты посчитали возможным порекомендовать их для всей страны. Безусловно, над ними работали целые творческие коллективы кафедр и центров.

Многие наши коллеги стали экспертами федерального уровня по разным направлениям: это эксперты Агентства стратегических инициатив, эксперты и члены жюри всероссийских конкурсов «Учитель года», «Учитель здоровья», «Детский сад года». Наши коллеги являются также экспертами при создании профессиональных стандартов, актуальном направлении деятельности, которое развивается в нашей стране. Хочется отметить и тех, кто продолжает реализацию проектов международного уровня, которые позволяют поднять статус Института.

В этом году немало индивидуальных достижений: победы в конкурсах «Методист года», публикации серьезных научно-методических работ, получение грантов.

Все это свидетельствует о высочайшей компетентности и о признании авторитета сотрудников БелИРО профессиональным сообществом страны, и даже за рубежом.

Многие задачи поступают внезапно, неожиданно и умение быстро, гибко их решать – показатель работоспособности коллектива.

Творческий энтузиазм, умение эффективно работать в команде сотрудники БелИРО продемонстрировали в ходе подготовки и проведения фестиваля учительских команд, получивший восторженные отзывы участников.

Это мероприятие утвердило меня в том, что наш коллектив способен помочь каждому педагогу, чтобы он с горячим сердцем и глубокими знаниями приходил в школу, в детский сад, в учреждение дополнительного образования.

- Какие планы у коллектива на ближайшее время?

2022 год – будет очень напряженным, перед нами стоит ряд задач, требующих безотлагательного решения. Помимо уже перечисленных, перед нами стоит задача - сопроводить буквально каждого педагога по индивидуальному образовательному маршруту: сегодня всем очевидно, что педагог не может не учиться каждый день. Мы задумываемся о внесение изменений в Закон об образовании РФ в части касающейся повышения квалификации: не раз в три года, а ежегодно. За три года происходят настолько серьезные изменения, которые нельзя наверстать ни за 36, ни за 144 часа. Конечно, никто не исключает самообразования, но есть вещи, которые передавать из уст в уста.

Многое требует реформирования и преобразования, и это крупный пласт работы. И здесь нужно начинать с разработки методики проведения диагностики, создания консультативных центров, проведения процедур по исправлению отдельных дефицитов. Мы должны быть готовы к сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом тенденций и изменений, происходящих в образовательной политике региона и страны.

Сегодня мы находимся на пике изменений, заложенных в Национальном проекте «Образование». И это повод пересмотреть стратегические задачи, которые стоят в нашей программе развития. Год будет сложным, потому что завершилась реализации стратегии и «Доброжелательная школа», начинается реализация новой региональной стратегии образования, которая во главу угла ставит успех каждого ребенка. Это новые цели, новые задачи, новые ориентиры. И здесь мы будем находится на передовых «рубежах».

Сегодня на институты развития образования в регионах, наряду с департаментами образования, возлагается ответственность за состояние образования в субъекте, за качество и результаты обучения, за уровень подготовки субъекта к российским и международным исследованиям. Особого внимания требует подготовка и переподготовка учителей информатики, биологии, химии, физики. Тех специалистов, которые обеспечивают успешное техническое и технологическое образование, а, значит, и достижения страны в области технологий и производственной сфере. В регионе ощущается нехватка педагогов для сопровождения и работы с детьми с ОВЗ и РАС, это, прежде всего, связано с тем, что таких специалистов не готовят вузы на территории области.

Среди важных задач - разработка и реализации концепции преподавания курса «Технология». Казалось бы, концепция разработана - можно внедрять. Однако отсутствие необходимого оборудования, слабый интернет-трафик в некоторых школах не позволяют воплотить идеи в полном объеме.

- Чего ждете лично Вы, Альбина Александровна, ждете от Нового 2022 года? От года Тигра?

- Мои планы связаны непосредственно с профессиональной деятельностью, с работой института. В Год Тигра мы будем «яростно» работать. Думаю, буду много трудиться и узнавать новое. Решение всех вышеперечисленных задач потребует мобилизации всех сил, поэтому я планирую следующий год, как время серьезной и напряженной работы. Уверена, что все задачи будут успешно решены, и все мы придем к высоким результатам.


Подписывайтесь на наши новости:

ВКонтакте

YouTube

Одноклассники