Интервью с ректором БелИРО, доктором психологических наук А.А. Бучек

Альбина Александровна, в этом году Вы стали членом жюри самых престижных педагогических конкурсов российского уровня – «Учитель года» и «Воспитатель года». Поделитесь своими впечатлениями.

Октябрь был насыщен различными конкурсными событиями, в которых самое активное участие принимал Белгородский институт развития образования.

В этом году Большое жюри профессиональных конкурсов «Учитель года России – 2021» и «Воспитатель года России – 2021» привлекло для работы в Малом жюри ректоров региональных институтов развития образования. Я считаю большой честью для себя участие в этих важных профессиональных событиях. Для меня это был первый опыт, и я с большим трепетом и волнением принимала участие в работе конкурсного жюри. По традиции, право проведения всероссийского этапа этих престижных профессиональных конкурсов достается тем регионам, которые подготовили победителя прошлогоднего конкурса. Таким образом, «Учитель года России – 2021» проводился в Ростове-на-Дону, а «Воспитатель года России – 2021» в Сочи. Необходимо отметить, что оба конкурса поразили своим масштабом, фундаментальностью подготовки участников - победителей региональных конкурсов. Можете представить накал страстей, градус и концентрацию таланта и педагогического мастерства. Все участники, члены жюри, сопровождающие вовлечены в общий процесс, едины в своем волнении и чувстве ответственности. Испытания действительно были очень сложные и требовали постоянного напряжения!

Боролись за звание «Учитель года России – 2021» представители всех субъектов РФ – самые лучшие и талантливые педагоги страны! При этом учитель, представляя свою малую родину, являлся частью большой региональной команды. В процессе подготовке и на протяжении всех конкурсных туров с ним работают, помогают советом, психологически поддерживают, дают рекомендации, сопровождают представители образовательного учреждения, руководители, методисты. Несмотря на это, учитель с аудиторией – будь то методическая мастерская, представление своей педагогической идеи и, конечно, урок - остается один на один. Проведение урока усугубляется тем, что учитель и дети видят друг друга впервые. На конкурсе выбор класса, возраста учеников, происходит случайно в ходе жеребьевке. И здесь учитель должен проявить все свои знания и весь талант, чтобы завоевать доверие, удержать внимание детей, заинтересовать их. Трудность состоит и в том, что ребята волнуются так же как взрослые. Если урок удался, был увлекателен и интересен, ребята  активно участвуют, отвечают и тем самым помогают учителю. А если урок скучен и затянут, учащиеся не понимают, чего от них хотят, и ведут себя соответственно. Что ни говори – урок – лакмусная бумажка показывает, на что способен Учитель!

Бывали и совсем непредвиденные случаи. Например, при входе в школу у учителя упала коробка с реквизитом, стеклянные учебные пособия разбились. Конечно, такая неприятность вызвала растерянность, и здесь конкурсанту нужно было мобилизовать весь свой потенциал, проявить профессиональную компетентность и стрессоустойчивость, использовать свои знания и опыт, провести урок, на ходу меняя свой замысел, предложить другие задания, не требующие дополнительных учебных пособий.

Очень понравилась атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, царившая на конкурсе. При жесткой конкуренции и накале страстей, учителя помогали друг другу, подсказывали, советовали, морально поддерживали.

Отдельно хотелось бы остановиться на конкурсе «Воспитатель года России». Несмотря на то, что этот конкурс вдвое моложе «Учителя года», в нем гораздо меньше участников (к сожалению, не все еще регионы включились в этот процесс), он не менее важен и интересен. С воспитателя всё начинается, и то каким будет ребёнок в школе, во многом зависит от того, как организована деятельность детского сада.

Что понравилось? Приятно удивили и восхитили представители Ингушетии, Чеченской республики, Северной Осетии (Алании). Они смогли так тонко, так изящно познакомить с особенностями культуры и быта, национальных традиций воспитания и социализации у народов этих республик. А с какой любовью эти педагоги представили свой опыт по знакомству с культурными особенностями русского народа! Поразительно насколько ненавязчиво и тонко они подводят своих воспитанников к пониманию взаимосвязей между народами всей Российской Федерации. Это большое счастье попасть к педагогам, настолько влюбленным в свое призвание.

Вам удалось увидеть лучшие педагогические практики, была возможность познакомиться с деятельностью учителей из других регионов, оценить уровень профессионального мастерства, общую культуру, широту кругозора. Что Вас приятно удивило? Какие недостатки отметили? На что следует обращать внимание при отборе конкурсантов?

В силу особенностей организации всероссийского этапа конкурса я видела не всех участников. Члены малого жюри и участники были разбиты на группы, и за каждой группой жюри были закреплена группа определенных учителей. Мы оценивали несколько конкурсных испытаний. Кто-то понравился на одном испытании, например, во время проведения методической мастерской или представления педагогической идеи своей выдержкой, логичностью изложения, структурированностью выступления…Кто-то смог завоевать симпатии во время проведения урока.

Очень хорошее впечатление произвел молодой учитель истории из Хабаровского края – Дмитрий Морозов. Покорило, как он применяет цифровые технологии для проведения уроков. Используя популярные в детской и подростковой среде компьютерные игры на исторические темы, педагог предлагает «изменить историю» в ключевом моменте, проанализировать «альтернативный путь», по которому могло бы развиваться общество. Для ребят это возможность пофантазировать как могла бы измениться политика, экономика, социальные институты. Было очень приятно, что мое впечатление от этого неординарного учителя совпало с мнением большого жюри, и дальневосточный коллега вошел в число пяти лучших педагогов России.

Думаю, что будет полезно и целесообразно познакомить с его опытом белгородских методистов и учителей истории. Хотя бы в режиме онлайн. Тем более, что у него есть свой сайт, где он размещает свои наработки. И он не единственный, есть и другие яркие учителя, чей опыт будет интересен нашим педагогам. Даже если они не стали победителями на российском уровне – они лучшие в своем регионе. Благодаря конкурсу у таких институтов как наш появляется возможность посмотреть, как работают в других регионах, использовать опыт лучших учителей России.

На что необходимо обратить внимание при проведении муниципального и регионального  этапов конкурса «Учитель года - 2022»?

Нужно уже на муниципальном уровне, и даже на уровне образовательного учреждения оценивать педагога, представляя его уже на сцене Государственного Кремлевского дворца, где вручается «Хрустальный Пеликан». Это не только учитель, прекрасно знающий свой предмет и виртуозно владеющий методикой преподавания. Это специалист, способный масштабно мыслить, понимает политические и стратегические задачи, стоящие перед системой образования в России, мировые тенденции. Это педагог, который задает высочайшую профессиональную планку в образовательной, воспитательной и методической работе. Это человек, имеющий не случайные победы, а высокий авторитет, признание среди коллег и учеников, среди родительской общественности и учеников, методический опыт, педагогическую копилку.

Уже в этом мы хотим внести изменения в положение о региональном этапе конкурса «Учитель года России – 2022», изменения, которые позволят присмотреться к педагогу уже муниципальном этапе. Кроме того, БелИРО вносит изменения в образовательные программы с учетом трендов, которые возникают в связи с реализацией национального проекта «Образование», целей, которые ставят Правительство и Президент Российской Федерации. А значит, мы готовим учителя к решению амбициозных задач регионального и федерального уровня. Сегодня, без такого целостного взгляда на весь образовательный процесс нельзя стать хорошим учителем. Как правило, участники конкурса люди в учительской профессии не случайные, это те, кому есть о чем сказать, чем поделиться с коллегами, есть свои взгляды. 

Важно отметить, что учитель должен быть убедителен и спонтанен, обладать способностью к молниеносной реакции, уметь грамотно и логически структурировано, аргументировано, с примерами излагать свою позицию, быстро и убедительно отвечать на вопросы. Этот навык нарабатывается комплексом мер, специальной подготовкой и опытом выступлений. Владение этим навыком позволяет стать профессионалом высочайшего класса.

Мы ставим перед собой задачу разработать комплекс мер для мотивации к участию в профессиональных конкурсах. Для учителя конкурс это возможность стать лучше, преодолеть себя, проанализировать свой опыт, подвести некоторые итоги, выработать рецепт лучшего, эффективного урока, который ждет каждый ученик. Уверена, что каждый учитель понимает: для того, чтобы подтвердить свою компетентность, необходимо участвовать в конкурсах.

Есть такое мнение, что в конкурсах участвуют не реально сильные и талантливые учителя и воспитатели, а те, кто умеет красиво и презентабельно представить свой урок, презентацию, мероприятие. Вот такие комментарии можно прочитать в интернете. «Все понимают, что к профессионализму учителя и качественным знаниям это шоу отношения не имеет. Качественные знания добываются тяжелым трудом ученика и учителя». «Подключаешь все мыслимые и немыслимые ресурсы, творишь, ищешь, создаёшь, придумываешь. конкурс и требует сейчас от учителя незаурядных, особых способностей». Какое из мнений вам ближе?

Действительно конкурс – это испытание, которое может преодолеть не каждый. Очень много педагогов, которые работают качественно с высокой отдачей. При этом они не участвуют в конкурсах. Для того, чтобы публично представить свой наработанный опыт – необходим определенный талант и смелость, не каждый к этому готов. Нам бы очень хотелось, чтобы такие учителя активнее участвовали в профессиональных конкурсах, стремились всех удивить, поддержать престиж своей профессии, своей образовательную организацию. Ведь они смогли бы  показать свои достижения и поделиться своими мыслями о том, по какому пути должно развиваться образовательное пространство, к каким результатам нужно стремиться.

Но бывает и так, что учитель не публичный человек. Хотя… учитель априори публичен, его аудитория отличается пытливыми взглядами, колкими комментариями и вопросами. Он вынужден ежедневно отстаивать свою точку зрения, обосновано разрешать те или иные спорные ситуации.

Повторюсь, в конкурсе нет случайных людей, сюда действительно приходят талантливые, успешные учителя. Другой вопрос насколько ты психологически устойчив и готов к испытаниям, как ты ведешь себя в ситуации неопределенности (а таких немало случается во время конкурса), можешь ли быстро собраться для решения каких-то задач. Это вопрос связаны уже столько со знанием предмета и методики преподавания, сколько с психологическими качествами. Стрессоустойчивость во многом определяет успех, вызывает симпатии жюри. В составе жюри ректоры институтов развития образования и педагогических вузов, деканы, заведующие кафедрами – специалисты в области педагогики, методики преподавания, обладающие глубокими знаниями в своих предметных областях. Они оценивают в целом как человек держится, насколько конкурсант знает свой предмет, насколько может увлечь членов жюри в свою деятельность. Или как нерадивый ученик следишь за временем и ждешь звонка на перемену …

Все это дает ощущение, что ты работаешь с Профессионалом, который увлечен сам и может увлечь других пусть маленькой темой, каким-то приемом. И тогда видно насколько творчески ты работаешь и влюблен в свой предмет, или честно и добросовестно отрабатываешь свой хлеб.

Поэтому задача института развития образования на уровне региона – сделать так, чтобы учитель был уверен в своих знаниях, чтобы он смело шел на конкурс. Сегодня высоко оценивается традиционный урок по хорошему «сценарию», который учит, воспитывает, развивает и формирует личность. Наша задача отыскать такие уроки, творческих увлеченных педагогов, представить их на следующем уровне, масштабировать их опыт.

В настоящее время в самом разгаре региональный этап конкурса «Школа года», где вы возглавляете жюри. Как вы оцениваете работу управленческих команд? Какие позитивные моменты вы смогли бы отметить? Над какими недостатками следует потрудиться?

Образовательные организации с удовольствием принимают участие в этом конкурсе. Для школы это возможность оценить свой коллектив, его работоспособность, эффективность команды, умение оперативно принимать решения. Здесь показательно как команды решают образовательные кейсы. Этот этап показал на только знание нормативно базы, но и умение быстро ориентироваться, применять педагогическую и психологическую интуицию, свои знания и опыт. Участникам предлагают проблемные ситуации, возникающие в повседневной школьной жизни с учителями, родителями, учащимися по вопросам аттестации, сетевого взаимодействия, репетиторства. Решение таких задач позволяет выявить и оценить сразу несколько компетенций педагогов и представителей администрации, работающих в одной команде. Это умение слушать друг друга, степень доверия, способность высказать свое мнение, умение правильно распределять функции  и роли в коллективе.

Подобные конкурсы закаляют, развивают, учат. По моему мнению, каждый коллектив образовательной организации будь то школа, детский сад, учреждение дополнительного образования нужно поучаствовать в таком конкурсе, для того, чтобы испытать себя, получить экспертную оценку, чтобы улучшить эффективность своей работы.

Завершая наш диалог, Альбина Александровна подчеркнула «Я благодарна за то, что меня включили в жюри конкурса. Лично я получила отличный опыт и обучилась у этих прекрасных педагогов, они действительно заражают своим энтузиазмом. Поневоле завидуешь детям, с которыми работают такие творческие педагоги. Мы, члены жюри, были очарованы некоторыми педагогами, увлекают за собой, умеют сконцентрировать внимание, управлять ситуацией для того, чтобы необходимая информация достигла цели, знания и компетенции были сформированы.

Из уроков складываются годы пребывания в школе… Мы должны работать для того чтобы ученик покидал школу с светлым чувством, с воспоминанием как о лучших годах своей жизни, с благодарностью и теплом об учителях, со сформированными навыками, с умением и желанием учиться, с установками на добро.

Беседовали Виктория Горяйнова и Артем Яковчук