В настоящее время много говорят о необходимости развивать талант, одаренность, способности? Являются ли эти понятия синонимами? Если нет, чем они отличаются?

Что такое одаренность, способности, талант – споры ведутся уже давно и мнения здесь самые разные. Многие ученые-психологи задаются вопросом, как развить способности, как научить пользоваться тем даром (корнем слова одаренность), который даётся человеку от природы, как научиться пользоваться своим талантом.  Есть хорошо известная всем притча о талантах. В ней рабы по-разному распорядились полученными талантами (так называлась монета), кто-то приумножил, кто-то разменял, а кто-то зарыл ее в землю. В нашей речи сохранились эти устойчивые выражения: зарыть свой талант, разменять его по мелочам – что, к сожалению, случается.  

У каждого человека есть, если не талант, то способности. Способности, как некие предпосылки, исходные характеристики. Их совершенствование зависит от среды, в которую попадает ребенок, от того, насколько благоприятные условия созданы для его развития, от того, окажется ли рядом человек, способный распознать и направить  талант воспитанника или ученика.  

С одной стороны способности – это нечто врожденное, данное человеку от природы, а с другой – все мы понимаем, что без приложения усилий, кропотливого ежедневного труда,  ничего не выйдет.

Зачастую родители, да и учителя, понятие таланта связывают с отметками по предмету: «3» по математике – значит, таланта нет, «5» - талант есть! Пойдешь на олимпиаду!» Насколько справедливо такое отношение? Какие сегодня есть инструменты для выявления одаренности? Что может посоветовать психологическая наука?

Говоря о ребятах, талантливых в изучении школьных предметов, с некими предпосылками к более глубокому овладению умениями и навыками, мы имеем в виду, что в окружении ребенка есть человек – родитель, воспитатель, учитель – который смог вовремя рассмотреть способности, создал условия для их развития.

Конечно, «отметка в журнале» и одаренность – это далеко не одно и то же. Но заметить, в чем талантлив школьник, мы можем, только глубоко погрузив его разноплановую образовательную деятельность. Когда школьник начинает решать олимпиадные задачи, задачи повышенной сложности. Развитию способностей помогают различные конкурсы и олимпиады. Это мероприятия, в которых ребята с удовольствием принимают участие. Здесь мы видим: у этого ребенка получается чуть лучше, этот более настойчив, ему главное цель обозначить. У всех путь к достижению успеха разный: кто-то должен очень много усилий приложить, а кому-то это дается легче...

Конечно, существует масса методик, которыми пользуются профессиональные психологи, определяющие индивидуальные проявления одаренности у каждого ребенка.

Как сегодня строится работа с одаренными детьми в общеобразовательных организациях Белгородской области? Какое участие в этой работе принимает БелИРО?

В Белгородской области с 2010 года создано 26 центров по сопровождению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности, 20 из них − на базе общеобразовательных организаций, 6 − в учреждениях дополнительного образования. В 2019-2020 учебном году в них занимались свыше 9000 детей, начиная с 5-летнего возраста.  

В сентябре 2020 года начал свою работу Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Белгородской области, функционирующий на базе Алгоритма Успеха. На базе лицея № 9 Белгорода функционирует региональная инновационная площадка по теме: «Организация урочной и внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС». Старооскольская школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов и Белгородской Дворец детского творчества стали площадками-новаторами с программами, направленными на апробацию и внедрение форм работы с одаренными детьми.

В регионе сформирована система, позволяющая обеспечить участие детей в мероприятиях разных уровней, начиная со школьного, муниципального, регионального уровней до всероссийского и международного. Накоплен опыт проведения мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей: предметные олимпиады, конкурсы, выставки детского творчества, спортивные соревнования, научно-практические конференции.

Неуклонно растет число участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников: в 2018-2019 уч.г. – 1333; в 2019-2020 уч.г. – 1474 чел. Увеличивается и количество победителей и призеров: с 476 - в 2018-2019 уч. г. до 578  - в 2019-2020 уч. г. 

В настоящее время школьники области участвуют во Всероссийских исследовательских программах: «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), «Интеллектуально творческий потенциал России» (Обнинск), «Открытие» (Ярославль), олимпиады «Созвездие» (Королев), конкурса им. В.И. Вернадского, «Первые шаги» (Москва) и др. Важную роль играет федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. 

Альбина Александровна, какие кадры нужны для работы одаренными детьми?  Какую работу проводит Белгородский институт развития образования по формированию компетенций учителей в этой области?

Гарантом реализации этих задач на уровне образовательной организации становится учитель, обладающий высоким уровнем профессиональных компетенций, обеспечивающих успешность талантливых и одаренных детей в мероприятиях различного уровня, в том числе и в олимпиадах.

В течение четырех лет, начиная с 2017 года, проводится региональный конкурс методических разработок «Подари успех!». Его цель - выявление и распространение лучшего педагогического опыта по работе с детьми с выдающимися способностями, а также совершенствование профессионального мастерства педагогов. Учредитель конкурса - департамент образования, организует и проводит его БелИРО.

В Конкурсе принимают участие педагоги и руководители, коллективы учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, специалисты муниципальных органов управления образованием. Всего 234 педагога! По его итогам создан банк лучших работ, методических материалов и разработок, который размещен на официальном сайте БелИРО и находится в свободном доступе.

В прошлом году был разработан региональный проект «Летняя школа педагогов по подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде». К реализации четырех дополнительных профессиональных программ повышения квалификации привлечены преподаватели НИУ БелГУ, БГТУ им. В.Г. Шухова, наставники победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет. Это способствует снижению  уровень профессиональных дефицитов (психолого-педагогических, методических и предметных) у 186 учителей математики, русского языка, биологии и обществознания. Участие в работе летней школы педагогов отличается от традиционного обучения тем, что оно ориентировано исключительно на олимпиадные задания, предусматривает практические занятия и решение олимпиадных задач.

В ходе реализации проекта проводятся практико-ориентированные семинары, мастер-классы, предложены модели индивидуальной траектории развития одаренных детей и подготовке к олимпиадам, рассмотрены вопросы использования современных образовательных технологий. В БелИРО организован выпуск учебно-методических материалов по 4-м предметам (русский язык, математика, биология, обществознание).

Мероприятиями проекта охвачены 932 педагога области. В 2021 году БелИРО  организует и проводит стажировки, семинары, вебинары, мастер-классы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогов и распространение опыта работы педагогических работников.  

В институте реализуются три дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и 10 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в которые включены вопросы организации работы с одаренными детьми.  В 2020 году их освоили 1955 педагогов. Сформирован банк, в который вошли 400 педагогов, чьи ученики смогли занять призовые места в олимпиадах и конкурсах.

В марте 2021 года сотрудники БелИРО приняли активное участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии. На базе Шуховского лицея они провели методический семинар «Работа с одаренными детьми при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников по химии», в котором приняли участие преподаватели из 41 региона РФ. Были обсуждены вопросы выявление талантов и способностей обучающихся, методы и приемы работы с талантливыми детьми. В центре внимания - использование индивидуальных образовательных траекторий, мотивация учеников к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, система работы в школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах. А также – мотивации, компетенции  и повышению профмастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.     Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые могут определять пути экономического и политического развития страны. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.

Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций и патриотизмом.

Альбина Александровна, какую работу проводит Белгородский институт развития образования по формированию и поддержке компетенций учителей, по поддержке и развитию одаренности педагогов.

Ещё Лев Гумилев говорил о феномене пассионаров, людей ведущих за собой, способных на прорыв в самых разных областях.  Без них невозможен прорыв. Так вот, вырастить таких пассионаров – задача не простая. Каким должен быть этот Человек? Конечно, должен много знать, но главное, уметь эти знания добывать, применять на практике, быть нацеленным на преобразующую деятельность. Мир управляем! Нужно, чтобы каждый привносил что-то для прогресса - пусть эти слова звучат банально и старомодно, но в них глубокий смысл.

Мы хотим видеть ярких, способных, талантливых детей. Эти таланты вокруг нас. Надо только вовремя их замечать, выявлять и сопровождать. Существует ряд программ для работы с детьми, имеющими выдающиеся способности. Их нужно все время актуализировать. Такая задача ставится  перед всеми кафедрами и центрами БелИРО. Особая ответственность лежит на подразделениях, обеспечивающих управленческие функции педагога, связанных с воспитательными технологиями, дополнительным образованием и всеми ноу-хау в этих сферах. Мы видим первоочередную задачу в создании эффективного пространства сопровождения каждого ребенка.

Хочу привести уникальный пример: у одного музыкального педагога – все ученики оказались талантливыми, все достигли высоких результатов. Не было ни одного бездарного. Это говорит о том, что при соответствующем подходе можно выявить и развить способности, заинтересовать и сформировать вкус к победе. А если каждый потенциально талантлив, значит, нужно правильно организовать эту работу. Наша общая задача: создать педагогу условия для того, чтобы он мог разглядеть талант и сопроводить ребенка до получения результата. Для решения этой задачи нужно приложить усилия всем, начиная с работников института развития образования, педагогов, ребят, каждой семьи, каждого родителя.

Беседовала Виктория Горяйнова