2021 год будет отмечен рядом важных событий и дат, знаменательных для нашего Отчества, для всего общества. Одна из них – 200-летний юбилей со дня рождения Ф.М. Достоевского (1821–1881 гг.). Всемирно признанные шедевры «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» стали гимном гуманизму, искренней любви к человеку, пронзительной боли за истерзанные и погибшие души. Но больше всего в Достоевском меня потрясает насыщенность смыслом, чувством буквально каждого слова. С каким мастерством он анализирует объединение и противоборство всего самого высокого и всего самого низкого в человеке, как захватывающе описывает динамику личности, приводит примеры человеческой психологии. Его творчество - практически учебник жизненных сценариев, написанных Гением.

Мы мало задумываемся о вкладе властителя дум XIX столетия в формирование философии отечественной педагогики с её трепетным отношением к личности ребенка. «Сердечная, всегда наглядная для них (детей), забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы как тёплым лучом всё посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и добрый». Не правда ли, как точно эти мысли согласуются с идеями, заложенными в стратегии «Доброжелательная школа», реализуемой в нашем регионе.

И здесь невозможно не согласиться, например, с таким мнением великого русского писателя: «Все, кто занимается воспитанием ребенка: родители, учителя, родственники должны озаботиться и о своем воспитании…»

«Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом», - рассуждает Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя», где можно найти ответы на многочисленные вопросы, возникающие у думающего и творческого педагога. Педагога, который также, как Федор Михайлович уверен в том, что «без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

Он всем сердцем верил, что каждый ребенок приходит в мир чистым, светлым, ангельским существом. Сохранить ребенка - обязанность взрослых: родителей, воспитателей, учителей – «они поставлены оберегать его», прежде всего, сохранить его хрупкий нравственный мир. И при этом нужно с уважением относится к личности человека. «Ребенку можно все говорить… От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет», - писал Федор Михайлович.

Глубокое осуждение писателя вызывает пренебрежительное отношение взрослых к внутреннему миру ребенка, излишняя назойливость взрослых, предвзятость, ведущая к ошибочным заключениям о характере ребенка. Особенно близко нашему сегодняшнему представлению о воспитании и образовании порицание жестокости к детям и подавления индивидуальности. И в то же время Достоевский не терпит заигрывания с детьми, слепого служения им, стремления чрезмерно баловать и изолировать от трудностей. «Нужно, прежде всего, любовью купить сердца детей наших, ребенку надо дать солнце, светлый пример и хоть каплю любви к нему… Мы учим, и они нас делают лучше только одним соприкосновением с нами. Мы должны родниться с ними душою каждый час».

Наряду с масштабными психологическими романами, вошедшими в мировую литературную сокровищницу, Достоевский создал произведения, посвященные вопросам детства («Неточка Незванова», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке», «Подросток» и др.) Они привлекали внимание родителей и учителей, что заставило их обращаться за советом к писателю, и прислушиваться к его мнению.

Многие идеи и мысли Федора Михайловича не потеряли злободневности и в XXI веке. В своей «интуитивной» педагогике Достоевский поднимал вопросы наследственности в формировании духовного облика человека, развивающего и воспитывающего характера обучения, влияния речевого развития ребенка на его мыслительные способности.

Главенство в формировании личности Федор Михайлович отдавал семье, родному дому, где есть «свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу». Он был замечательным отцом, принимал самое действенное участие в воспитании детей, спешил заронить в их восприимчивые души семена светлых мыслей и чувств. И главным средством воспитания считал книги русских и зарубежных писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, произведения Ф. Шиллера, Ч. Диккенса, В. Скотта. «Папа читал с увлечением, иногда останавливался для того, чтобы объяснить нам трудное выражение», - впоследствии вспоминала его дочь. Огромное значение в семье придавалось театральному искусству, любовь к опере Ф. Глинки «Руслан и Людмила» от отца передалась детям. Сын и дочь Федора Михайловича не стали великими писателями, но выросли достойными и порядочными людьми.

Уверена, 2021 год станет годом обращения и самого пристального изучения наследия великого писателя и властителя дум.

Ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек.