Учебно-методическое пособие «Формирование навыков персональной безопасности ребенка» является актуальным для педагогов дошкольного образования и начальной школы, специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений и системы дополнительного образования. Авторами предлагается нетрадиционный подход к решению актуальной задачи воспитания – снижение детской виктимности (способности ребенка стать жертвой преступления) посредством приобщения детей к правилам осторожного, но уверенного поведения. Пособие предназначено для широкого круга лиц, взаимодействующих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов дошкольных и школьных образовательных учреждений, специалистов учреждений дополнительного образования детей, специалистов развивающих центров, гувернеров, тьюторов, инспекторов по делам несовершеннолетних, родителей. Информация, представленная в пособии и приложениях, может быть использована во внеклассной и внешкольной работе, в пришкольных и загородных лагерях, в работе с детьми, не посещающими дошкольные учреждения, в составе курса «ОБЖ», в домашнем воспитании. Пособие может рассматриваться как дополнение к основной образовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» и значительно расширяет навыки поведения ребенка в социуме, определенные разделом «Безопасность». Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования по формированию социальных компетенций и установок на безопасный образ жизни; личностных качеств, снижающих виктимность, как личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.