В первом полугодии 2021 года кафедрой менеджмента общего и профессионального образования совместно с  пилотными образовательными организациями была продолжена реализация проекта «Разработка и апробация системы оценки управления образовательными организациями на основе требований системы менеджмента бережливого производства», запущенного в 2020 году.

Напомним, что данный проект направлен на внедрение элементов системы менеджмента бережливого производства (СМБП) в трех пилотных образовательных организациях: МБДОУ детский сад №22 «Улыбка» Старооскольского городского округа, МБОУ СОШ №42 г. Белгорода и МАУДО «Дом детского творчества» Корочанского района.

В начале 2021 года в рамках проекта были разработаны чек-листы для проведения самоанализа по основным процессам образовательных организаций в целях повышения качества образовательных услуг. Чек-лист №1 был посвящен оценке внедрения ключевых элементов системы менеджмента бережливого производства, чек-лист №2 – оценке внедрения инструментов СМБП «Стандартизация работы» и «Метод 5 S», чек-лист №3 – оценке внедрения инструментов СМБП «Картирование потока создания ценности» и «Визуализация».

В феврале-марте 2021 года с использованием утвержденных чек-листов в указанных образовательных организациях был проведен внутренний аудит внедрения элементов системы менеджмента бережливого производства. Внутренний аудит позволил руководителям организаций выяснить, в какой мере элементы СМБП внедрены в практику, а где предстоит еще работа.

Далее в апреле-июне 2021 года с учетом доработки систем менеджмента бережливого производства специалистами ОГАОУ ДПО «БелИРО» был проведен внешний аудит, который показал, что в целом в пилотных организациях внедрение элементов системы менеджмента бережливого производства не встречает серьезных препятствий. Так, во всех трех организациях разработано Руководство по СМБП, утверждены цели СМБП в формате SQDCM (безопасность – качество – исполнение заказа – затраты – корпоративная культура). СМБП внедряется в соответствии с принятой Дорожной картой с учетом потенциальных рисков. Сотрудники пилотных организаций, ответственные за внедрение системы менеджмента бережливого производства, прошли обучение по основам бережливого производства и постоянно повышают уровень компетентности в данной сфере. В организациях осуществляется картирование потока создания ценности, активно используются инструменты визуализации. Вместе с тем, система 5S на данный момент внедрена частично, имеется потенциал для ее дальнейшего внедрения. Не во всех организациях в достаточной мере используются индивидуальные и коллективные формы вовлечения сотрудников в деятельность по улучшениям.

Во втором полугодии 2021 года с учетом результатов внешнего аудита будут разрабатываться и затем реализовываться планы мероприятий корректирующих и предупреждающих действий по повышению качества образовательных услуг. Степень достижения целей проекта будет определена посредством проведения итогового мониторинга.