Финалисты конкурса «Директор года России – 2022» завершили конкурсные испытания

18 мая в школе №3 с УИОП г. Строитель Яковлевского городского округа состоялись завершающие испытания регионального этапа Всероссийского конкурса «Директор года России – 2022 года».

Напомним, что в конкурсе, организатором которого выступает министерство образования Белгородской области и БелИРО, изначально принимали участие 15 руководителей образовательных организаций региона. В финал вышли четверо: директор СОШ №13 с УИОП г. Губкина Татьяна Викторовна Солдатова, директор СОШ №1 г. Строитель Яковлевского городского округа Татьяна Ивановна Булгакова, директор Валуйской СОШ №4 Галина Викторовна Зеленская, директор СОШ №3 с УИОП Алексеевского городского округа Алевтина Анатольевна Битюцкая.

Перед ними стояла задача провести педсовет с фокус-группой, а затем ответить на вопросы в ходе пресс-конференции. Темы для педсовета участники почерпнули из доклада директора школы №3 с УИОП г. Строитель Н.В. Коноваловой. Закономерно, что у школы, коллектив которой неоднократно становился победителем самых престижных профессиональных конкурсов и по праву гордится достижениями своих педагогов, учеников и выпускников, «узких мест» не очень много. Так, что конкурсантом нелегко пришлось в выборе темы для педсовета. В роли участников фокус-группы выступили учителя СОШ №3.

Галина Викторовна Зеленская остановила свое внимание на вопросах внедрения ФГОС третьего поколения, как ключевом изменении в новом учебном году, систематизации знаний уже имеющихся у педагогов знаний. И в этой связи она отметила открывающиеся возможности для совершенствования образовательного процесса, повышения качества знаний учащихся. Ведь ФГОС обладает двумя важными преимуществами: вариативностью и конкретностью. Фокус группы под руководством опытного руководителя поработала над разработкой учебной программы и подготовила основные тезисы для проведения родительского собрания.

С миниатюрной театрализованной постановки, характеризующей проблему немотивированности отдельных учащихся основной школы к получению знаний, начала свое выступление Алевтина Анатольевна Битюцкая. Поиск истоков проблемы нежелания детей учиться вызвал заинтересованную дискуссию учителей. Участники фокус-группы предложили различные способы мотивации учащихся: выбор действий в зависимости от потребностей ученика, нестандартные формы урока, атмосферу взаимопонимания, эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей).

Использованию приемов формирования читательской грамотности учащихся в образовательном процессе посвятила «педсовет» Татьяна Ивановна Булгакова. Общей проблемой сегодня является бедный словарный запас школьников, не умение анализировать текст, работать со справочной литературой, не понимание задания. Члены педсовета заинтересовано обсудили эту тему, поделились своими находками, сделали вывод, что работать над читательской грамотностью должны не только учителя начальных классов и филологи, но и преподаватели других предметов. Татьяна Ивановна обратила внимание педагогов на то, что есть универсальные методы, которые можно эффективно применить на любом уроке.

Под руководством Татьяны Викторовны Солдатовой импровизированный педсовет обсудил современный формат школьной методической службы. Среди идей директора - введение в школьный штат педагогического дизайнера, образовательного технолога, медиарайтера, ловца трендов. Деятельность этих специалистов будет способствовать непрерывному профессиональному росту, эффективной реализации образовательных проектов, продвижению образовательного учреждения. Как опытный руководитель она предложила схему взаимодействия и проект решения, который поддержали педагоги.

Вторым испытанием стала пресс-конференция. Ее провела старший методист центра развития конкурсного движения и образовательных практик БелИРО М.А. Лутцева, предложившая конкурсантам вопросы, подготовленные учительской, ученической и родительской общественностью.

«Директор школы должен быть, прежде всего, менеджером или педагогом?», «Зачем директор в школе?», «Какой путь необходимо пройти, чтобы стать директором школы?», «Как правильно поставить задачу коллективу, чтобы она была выполнена?», «Назовите главную заповедь директора школы?».

А еще «Хотелось бы вам работать в школе Хогвардс?», «Если бы вы были министром образования, какие изменения в сложившуюся систему внесли бы в первую очередь?», «Задаете ли вы домашнее задание учителям на лето?», «К кому обращаетесь за помощью, когда вам трудно?» и многие другие.

Думается, эти вопросы не только дали возможность конкурсантам проявить себя, но и заставили задуматься, проанализировать свою работу, свои взаимоотношения с коллективом, с учениками.

Было интересно услышать размышления директоров школ, как людей, стоящих в центре социокультурного развития, формирующих образовательные и воспитательные подходы, вдохновляющих коллектив на поиски оптимальных решений.

Член конкурсного жюри, директор ОК «Алгоритм успеха» И.В. Тяпугина, вошедшая в прошедшем году в пятерку лучших директоров школ России, подобрала стихотворные строчки в адрес каждого конкурсанта.

В ближайшие дни будут известны окончательные результаты регионального этапа, но, в любом случае конкурс позволил по-другому посмотреть на свою работу, «перезагрузиться», открыть новые грани своей деятельности.