III Крупенковские чтения: от белгородской старины к современному краеведению

14 мая в Белгородском институте развития образования в рамках научно-практической конференции (с международным участием) «III Крупенковские чтения: от белгородской  старины к современному краеведению», посвященные 70-летию со дня рождения Александра Николаевича Крупенкова (1951-2013)» была проведена секция «Работа образовательных организаций по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия в регионе».

В мероприятии приняли заинтересованное участие педагоги, библиотекари, студенты и школьники, занимающиеся краеведческими исследовательскими проектами. Организаторами работы секции выступили сотрудники Информационно-библиотечного центра и Центра науки и инноваций БелИРО.  

Проректор по оценке качества образования БелИРО Е.Н. Мясищева, приветствуя собравшихся, остановилась на опыте организации краеведческой работы гимназии №2 города Белгорода. В гимназии поддерживаются традиции духовности, ответственности за судьбу обучаемых. Здесь на протяжении ряда лет успешно функционирует музей С.С. Косенкова – белгородского художника, чьё творческое наследие имеет мировое значение. Елена Николаевна отметила, что школьный музей, созданный в учебном заведении, стал инновационной площадкой. Он служит формированию навыков публичного выступления, умения работать с архивными материалами и информацией из интернет-ресурсов. Инновационная площадка позволяет привлекать к сотрудничеству туристические организации, музейных работников, деятелей искусства, писателей и журналистов, что, безусловно, обогащает образовательный процесс. 

Подробнее на возможностях краеведческой работы в школе на материалах работы музея С.С. Косенкова остановилась заместитель директора гимназии №2 Л.Н. Бочарова. Об уровне учебно-воспитательной работы и подготовленности обучающихся убедительно свидетельствовали доклады гимназистов, посвященные изучению истории родного города и изучения творческого наследия известного белгородского краеведа А.Н. Крупенкова. Большой вклад в подготовку учеников внесли учителя русского языка и литературы гимназии №2 Е.В. Гулик, И.Д. Маслова, С.П. Ткаченко, Е.В. Ануфриева, О.А. Тарасова.

Проректор по образовательной деятельности БелИРО Л.Н. Москвитина обратилась к теме сохранения культурного наследия через изучение интегрированного курса «Белгородоведения». Её содержательное выступление было встречено с большим вниманием. Опытом организации краеведческой работы для обучающихся СПО на примере Белгородского педагогического колледжа поделилась в режиме онлайн формата преподаватель «Белгородского педагогического колледжа» Е.В. Попова.

С основными направлениями разработки методических пособий на основе краеведческого материала педагогическими работниками Старооскольского городского округа  познакомила присутствующих руководитель центра сопровождения образовательных практик Старооскольского ИРО М.Б. Гребенщикова.

Искреннюю заинтересованность вызвало выступление методиста СОИРО Е.Н. Кривошеевой и директора ИМЦ «Православное Осколье» С.О. Воронцовой. Они рассказали об уникальном опыте формирования духовно-нравственной культуры школьников посредством короткометражных документальных фильмов из цикла «Духовные ключи. По улицам прошлого». Участники тепло приняли просмотр одного из задушевных фильмов о забытых храмах Старого Оскола.

Проектную работу – настольную игру «Белгородчина в лицах», которая является отражением исторических событий в названиях улиц города областного центра,  представила учитель истории и обществознания школы №49 г. Белгород О.В. Бузанакова.

Своими наработками в использовании краеведческого материала региона в целях патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра поделилась воспитатель Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних М.Н. Кожевникова.

Заведующая сектором краеведения Пушкинской библиотеки-музея ЦБС г. Белгорода Е.А. Кононенко обратила внимание на значение художественной литературы для приобщения дошкольников и младших школьников к культуре родного края.

Таким образом, секция показала многообразие форм и методов работы с краеведческим материалом для эффективного решения самого широкого спектра воспитательных и образовательных задач.