Современному педагогу очень важно постоянно поддерживать свой уровень знаний на высоте, получать новый опыт, изучать современные методики воспитания детей, идти в ногу со временем. Поэтому одним из ведущих направлений деятельности кафедры психологии и дефектологии БелИРО является обучение педагогических работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В соответствии с государственным заданием профессорско-преподавательским составом кафедры психологии и дефектологии в 2019 и 2020 году было реализовано 11 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для председателей психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов), руководителей, учителей-предметников и воспитателей учреждений интернатного типа, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, тьюторов и педагогов, работающих по адаптированным образовательным программам, образовательных организаций Белгородской области. За 2019 – 2020 учебный год было обучено 1779 специалистов.
Важным вектором деятельности кафедры является повышение качества образования в регионе. В связи с этим в нескольких образовательных организациях Белгородской области были созданы площадки-новаторы и инновационные площадки кафедры, на которых внедряются и реализуются новые педагогические технологии, методики и формы преподавания. В частности, в 2019 году успешно завершила работу региональная площадка-новатор «Реализация модели социокультурной интеграции обучающихся в условиях адаптивной школы» на базе Борисовской школы №2. В результате была разработана и апробирована многоуровневая модель комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в научной и проектной деятельности: ежегодно проводятся две всероссийские и одна региональная конференция по проблемам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (в том числе для педагогов и специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья). Эти мероприятия объединяют несколько сотен педагогов и специалистов из разных регионов Российской Федерации. Результаты научной деятельности сотрудников кафедры отражены в научных докладах, представляемых в рамках научно-практических конференций, а также в статьях, публикуемых в научных сборниках и журналах.
В 2019 году кафедрой психологии и дефектологии завершены два социально значимых проекта «Создание и внедрение системы профилактики школьного буллинга в образовательных организациях Белгородской области» и «Разработка системного подхода к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ», ставших победителем и призером областного конкурса «Лучший проект в сфере образования» 2018 года.
В настоящее время кафедрой реализуются мероприятия проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями», сотрудники кафедры являются исполнителями работ в проектах «Наставничество в сфере образования: путь к совершенству», «Внедрение технологий бережливого управления в деятельность образовательной организации дополнительного профессионального образования».
Кафедра ежегодно осуществляет организационное, информационное и методическое сопровождение профессиональных конкурсов, таких как «Социальный педагог Белгородчины», региональные этапы Всероссийских конкурсов «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России» и другие.