Н.М. Рухленко: Какой должна быть белгородская школа полного дня

Как правильно строить школу полного дня – так, чтобы это принесло пользу и детям, и родителям, и педагогам, газете «Доброжелательная школа «Белогорья» рассказал первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области Н.М. Рухленко.

Школа полного дня – явление не новое для отечественной педагогической практики. Интерес к этой теме то утихает, то вновь возрастает. Новое осмысление она получила в связи с региональной Стратегией «Доброжелательная школа», реализация которой рассчитана на 2019 – 2021 годы.

В вопросе школы полного дня необходимо действовать с учётом социального заказа, определяют который потребности и возможности семьи. Не изучив их, школа наделает много ошибок, которые будут только раздражать родительскую общественность. Необходимо тщательно разобраться в каждом конкретном случае. Причём методы давления на родителей ни в коем случае неприемлемы.

— Учитывается ли мнение родителей?

Если при введении каких-то новшеств в школьный режим у родителей возникают недопонимание, напряжённость, то, как правило, это следствие недостаточной информационно-разъяснительной работы именно со стороны школ. Сегодня требуется компетентный, уважительный диалог, культурой которого, к сожалению, не все обладают. Важно уметь слушать и слышать друг друга, ретивость редко когда приносит желаемые результаты.

С другой стороны, в настоящее время активность общественности по вопросам образования, особенно школьного, просто зашкаливает. Каждый родитель имеет свою точку зрения на происходящее, свою оценку. Но беда в том, что эти доводы ему представляются неоспоримыми и единственно верными. А если ещё учесть включённых в орбиту школьных тем и процессов бабушек и дедушек, родственников, друзей семьи, то масштабы активности просто безмерны.

Но как бы то ни было, школа полного дня – это выход из ситуации для тех семей, где оба родителя нацелены на карьеру, ведут активную трудовую деятельность и заняты на работе практически от зари до зари. А таких семей большинство. И им нужно, чтобы ребёнок был присмотрен, накормлен, чтобы была обеспечена его безопасность, чтобы он сделал домашнюю работу и чтобы он развивался, занимаясь в различных кружках и секциях, участвуя в дискуссионных и переговорных площадках.

— Все ли школы обязаны переходить на режим полного дня?

Совершенно авторитетно смею заявить, что департамент образования области никаких контрольных цифр по количеству школ полного дня в целом по области и в разрезе каждого муниципального образования не устанавливал и не собирается этого делать. Определяющим мотивом является спрос на те или иные образовательные услуги, другими словами, здравый смысл и педагогическая целесообразность. Сейчас в области в режиме школы полного дня работают 99 школ из 550. Наиболее массово на такой режим перешли Краснояружский, Волоконовский и Корочанский районы, Алексеевский, Валуйский и Старооскольский городские округа.

Нужно понимать, что этот процесс непрерывный и постоянный. Несмотря на разные мнения, всё-таки достоинства и преимущества полного дня очевидны и убедительны, и многие спрашивают: переходить на этот режим нужно только с 1 сентября или он возможен в течение учебного года? Отвечаю: да, возможен. В качестве примера можно привести Ивнянский район. Всё решается на месте по мере того, как родители и педагоги приходят к пониманию и убеждению, что полный день им необходим. Это своего рода соглашение, договор. На вопрос, сколько в области будет школ полного дня к 2021 году, то есть на момент завершения проекта, я бы ответил так: их будет столько, сколько будет востребовано.

— Нужны ли для школы полного дня какие-то особые условия?

Безусловно, наиболее приемлемо полный день организовывать там, где создана целостная образовательная среда, соответствующие материально-технические условия и отсутствует вторая смена. Но пока что такими условиями обладают не все школы. Есть у нас и вторая смена, несмотря на активное строительство новых зданий. Но при этом большинство двухсменных школ – это сильные школы, дающие качественное образование, и поэтому родители не хотят переводить детей в школы, работающие в одну смену. Возможен ли полный день в школе, где есть вторая смена? Как показывает опыт, возможен, если школа грамотно сможет организовать день школьника. По такому пути пошли в Старом Осколе. Здесь первую половину дня (прежде всего — при наличии помещений!) заполняют теми видами деятельности, которыми дети в школе полного дня занимаются во вторую.

Для оценки на предмет соответствия школе полного дня в департаменте разработали чек-листы. Если говорить проще, это список необходимых показателей и критериев, которые должны быть присущи школе полного дня. Заполняются они по принципу: да (если есть соответствие) – нет (если отсутствует). Чек-листы направлены в каждую школу и в каждый муниципальный орган управления образованием. Это своего рода ориентир, компас, в каком направлении идти и что нужно сделать. Это основа для разработки дорожных карт. У нас еще много примеров нерационального использования школьных площадей, нужен грамотный анализ, чтобы максимально эффективно использовать каждый метр площади. Все это при минимальных затратах позволит улучшить состояние образовательной среды. Можно плохо организовать школу полного дня, имею в виду содержательную наполненность, при хороших условиях, а можно наоборот. Вроде бы, на первый взгляд, и условия недостаточные, а все довольны и счастливы, потому что шаг за шагом изо дня в день улучшаются условия, идёт развитие, отмечается движение вперёд.

— Нужно ли для школы полного дня особое расписание?

Расписание в школе полного дня состоит из двух частей. Первая половина дня – это уроки согласно учебному плану. Вторая – это развивающий блок, который наполнен внеурочной деятельностью, неаудиторной занятостью, дополнительным образованием. Кстати сказать, внеурочную деятельность многие родители понимают в искажённом виде, как что-то необязательное. Тогда как внеурочная деятельность согласно действующим ФГОС обязательна. Она предполагает, что до 10 часов в неделю каждый ученик включён в занятия по разным направлениям развития личности: физкультурно-спортивному и оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

Другими словами, внеурочка это – студии, кружки, секции, клубы по интересам, поисковые операции, олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции, трудовой десант, социальные пробы, исследовательские проекты, экскурсии, походы, военно-спортивные игры, экспедиции, социальные и гражданские акции, социально значимые проекты, шефское движение, детские общественные организации, подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, школьные научные общества, концерты, спектакли.

Расписание в школе может быть линейным (оно считается традиционным, когда сплошной чередой один за другим идут уроки) и нелинейным, представляющим собой комбинацию уроков и уже перечисленных форм деятельности. Мнения родителей по этому поводу далеко не однозначные. Кому-то нравится нелинейное расписание, кому-то только линейное. Понятно, что нелинейное расписание трудно реализовать, если многие дети заняты в учреждениях дополнительного образования. В таком случае они не могут находиться в школе в течение дня, а значит, не имеют возможности посещать все уроки согласно учебному плану.

Сегодня каждой школе законом разрешено самостоятельно осуществлять деятельность, разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. Отношение к принятию локальных нормативных актов должно меняться, оно должно быть заинтересованным со стороны не только педагогов, но и родителей. Не будем забывать, что родители – это равноправные участники образовательных отношений. Расписание – это такой же локальный нормативный акт. И если родители пренебрегли своим правом на участие в его обсуждении, а потом, когда расписание утвердили, стали упорно доказывать, что оно им не подходит, то это неправильно. Тем более что нелинейное расписание имеет право на существование. Главный довод в его пользу – это разнообразие занятий, а, следовательно, условие сохранения здоровья и достижение необходимых результатов. Очень мудро поступили в Краснояружской школе № 1, согласовав расписание с каждым родителем. Нужно уметь договариваться. Убеждён, что нет нерешаемых вопросов.

— Можно ли чередовать внеурочные и учебные занятия?

Хороший вопрос задают родители: «Законно ли, правильно ли поступают в тех школах, где дополнительные занятия и внеурочку в течение учебного дня чередуют с обязательными уроками. И дети вынуждены находиться в школе до вечера, чтобы отсидеть обязательные уроки? Если я как родитель против, куда мне обращаться? Придётся сменить школу?» Если задают такой вопрос, то уже в этой школе не всё законно и правильно. Значит, на родительские собрания не выносят насущные вопросы, не рассматривают их. Скажу так: если родителей что-то не устраивает, то не выход сразу писать анонимки и обращаться в вышестоящие инстанции. Нужно адресовать обращение директору. В каждой школе должна работать комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Сначала в полной мере необходимо использовать эти возможности.

— А если ученик занимается в кружках и секциях вне школы?

Внеурочная деятельность важна для разностороннего развития детей. Но важно знать другое: самые разные занятия ребёнок может посещать не только в школе! Если ребёнок ходит, к примеру, в спортивную, музыкальную или художественную школу, то школа должна это учесть в общем объёме внеурочной деятельности. Главное, чтобы было подтверждение (справка), потому что освоенной образовательная программа считается, если изучены обязательные предметы и курсы внеурочной деятельности. Никаких претензий к ученику или родителям школа не вправе предъявлять, тем более чинить какие-либо препятствия, если ребёнок уходит после уроков заниматься в другое учреждение.

График пребывания ребёнка в школе может изменяться в любое время по заявлению родителей. Родители просто должны об этом уведомить школу. Ни о каком закрепощении ребёнка в школе до 17-18 часов не может быть и речи.

По мере необходимости в школе могут создаваться дежурные группы, как это сделали в Валуйках. Предположим, что в назначенное время, например, в 17 часов, у некоторых родителей не получилось забрать детей. И в каждом классе их, допустим, остаётся по три-пять человек — в таком случае они собираются в дежурной группе и находятся в ней до 18 часов, до прихода родителей. Дежурные группы актуальны для младших школьников.

— Как будут решаться вопросы с питанием, прогулками, двигательной активностью?

Много вопросов родители ставят по поводу питания, организации перемен. А ещё их волнует, будет ли выделено время для прогулок на свежем воздухе. Как известно, завтраки во всех школах для всех детей бесплатные за счёт муниципальных средств. Ещё бюджет оплачивает обеды для детей из многодетных семей. За обеды всех остальных детей доплачивают родители. Для тех детей, которые будут на полном дне, школа за родительскую плату организует полдник.

День в школе полного дня начинается с зарядки. Режим включает обязательную прогулку на свежем воздухе в любую погоду, динамические паузы, активные перемены с подвижными играми. Нельзя бесконечно заниматься только учебной деятельностью, ребёнок должен отдыхать, иначе он не будет способен сделать домашние задания.

— А как быть тем детям, которым после учёбы нужен тихий отдых?

Трудно не согласиться с тем, что пробыть с утра до вечера в здании школы психологически непросто, поэтому должны быть предусмотрены зоны комфорта, спокойного досуга, уединения, общения, доступа к образовательным ресурсам Интернета. У ребёнка должна быть возможность отдохнуть. Как это реально сделать? Очень просто, без особых затрат. Для младших школьников понадобятся несколько ковров. Лучшего места для времяпрепровождения ребёнка, чем разноцветный ковер с интересными изображениями, просто не найти. На таком ярком полотне можно играть и бегать, не боясь простудиться. Для старшеклассников предпочтительнее какие-либо мягкие формы типа пуфов.

— Будет ли в школе полного дня время на выполнение домашней работы?

В режиме школы полного дня выделяется специальное время на выполнение домашней работы – так называемая самоподготовка. Она должна длиться не менее часа. Письменные задания, особенно по русскому языку и математике, должны быть выполнены в школе. В первую очередь это актуально для вторых-восьмых классов (помним, что в первом классе домашних заданий нет). Организация и проведение самоподготовки практически во всех школах полного дня — это функционал классного руководителя. Главная задача при этом – проследить, чтобы ученик делал домашнюю работу сам, не списывал и не пользовался решебниками или Интернетом. Почему именно так ставится вопрос? Потому что многие дети, не желая напрягаться, списывают готовые ответы. Приехали с работы родители, всё на первый взгляд хорошо, письменные задания выполнены. А на самом деле благополучие мнимое. А есть дети, которые совсем не выполняют домашние задания. Особое внимание надо уделить пятым-седьмым классам, так как именно в этом возрасте резко падает мотивация и интерес к учению. Но важно понимать: на самоподготовке педагог не проверяет домашние задания! Это обязанность учителя на последующем уроке. Из всего этого вытекает, что каждый учитель, задавая домашнее задание, должен на уроке его прокомментировать и разъяснить. Но абсолютно каждый ученик в ходе самоподготовки, если ему что-то из учебного материала непонятно, может задать вопрос учителю соответствующего предмета и получить на него разъяснение. Школа такую «скорую» помощь должна организовать. Для этого каждый день по графику дежурят учителя-предметники.

— А будут ли в школах полного дня помогать неуспевающим ученикам?

Согласно образовательному законодательству каждый учитель имеет право на два часа неаудиторной нагрузки, которые он может использовать для работы и со слабоуспевающими, и с одарёнными школьниками. Одарённые ученики готовятся к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, углубляются в учебный материал. А чтобы сформировать группу слабоуспевающих учащихся, нужно у каждого выявить трудности и пробелы в освоении программы. Эти группы немногочисленные (до 8 человек) и временные. Как только трудность устранена, ученик может не ходить на эти занятия, это место займёт кто-то другой, кому нужна помощь в учёбе.

А вот для девятиклассников и старшего звена предпочтительнее консультационные площадки. Консультацию можно получить по любому предмету. И такие площадки очень даже естественно уже вписались в школьную практику. Это разовые занятия. На консультацию приходят те, кто что-то недопонял в учебном материале, при подготовке к контрольной работе или выпускным экзаменам. График консультаций школа определяет самостоятельно исходя из запросов детей. Он должен быть доступен и в электронном виде. Интересную идею предложил Корочанский район: здесь решили организовать межшкольные консультационные площадки, потому что кадровые ресурсы многих малокомплектных школ очень ограниченны.

Корочанский и Краснояружский районы уже готовы поделиться опытом разработки индивидуальных образовательных маршрутов по каждому школьнику, что даёт возможность и школе, и семье чётко понимать и знать, где и когда находится ребёнок, чем он занят и что его интересует. А ещё – карт занятости педагогов, что позволяет администрациям учреждений выстроить эффективную траекторию деятельности учителя.

Заслуживает внимания и опыт средней школы № 30 Старого Оскола: здесь выполнение домашних заданий организовано в парах, состоящих из сильного и слабого ученика. Сильный ученик при этом выполняет роль учителя, но если для слабого ученика помощи сильного окажется недостаточно, то учитель всегда поможет.

Все эти примеры говорят о том, что режим полного дня объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы.

—  Можно ли совместить школу полного дня и бережливые технологии в образовании?

Школа полного дня неотделима от бережливой школы. В целом это изменение культуры, идеологии, сознания людей. Бережливые технологии, включающие процессы визуализации, внешней и внутренней логистики, создания комфортных зон ожидания, электронное расписание, – это то, что будет оказывать долгосрочный эффект на весь образ жизни. Особенно значимо разделение потоков обучающихся. Классы также целесообразнее разделить на два типа – профессиональные и универсальные. В первых проводятся уроки, требующие специализированного оборудования. Во вторых можно проводить любые другие уроки, то есть не ученики ходят между классами, а преподаватели.

Реализация принципов и идей школы полного дня невозможна без повышения квалификации кадрового потенциала. Учителя должны быть готовы работать в новых условиях. Понимать, что вторая, развивающая, часть дня требует иных подходов к организации взаимодействия со школьниками, принципиально отличных от классно-урочной системы. С учётом этого Белгородский и Старооскольский институты развития образования уже скорректировали программы обучения педагогов и руководителей школ.

Идее школы полного дня в наибольшей мере соответствуют образовательные комплексы (наподобие старооскольского лицея № 3), так как они позволяют эффективно использовать возможности сети, развести обучение по уровням, разумно использовать оборудование.

Применительно к школе полного дня не существует универсального рецепта, это объясняется многообразием самих школ — городских, поселковых, сельских, малокомплектных, образовательных комплексов, школ с подвозом обучающихся и т.п.

Успех школы полного дня зависит от усилий всех категорий участников образовательных отношений – учащихся, родителей и педагогов. А ещё не будем забывать про управленцев всех уровней – школьного, муниципального, регионального.

Беседовала Е. Талалаева