Навык XXI века: функциональная грамотность младших школьников

О важном социальном проекте «Формирование функциональной грамотности младших школьников мы поговорили с заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Л.В. Серых.

- Лариса Викторовна, понятие функциональной грамотности многогранно. Как же необходимо его правильно трактовать?

Сегодня функциональная грамотность – это готовность взаимодействовать с окружающим миром, готовность решать учебные и практические задачи, способность строить отношения, владение рефлексивными умениями.

- Почему мы сегодня говорим о функциональной грамотности?

Социально - экономические перемены в обществе потребовали кардинального пересмотра целей, традиционных методов преподавания. Увеличился запрос на качество образования. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать, по сути, инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа. Проблема функциональной грамотности не раз затрагивалась в международных исследованиях. Например, в исследовании PISA были выявлены низкие результаты российских учащихся. Это объясняет не способность учащихся применять свои знания, умения и опыт для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

- Как вы считаете, в каком направлении следует совершенствовать образование?

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

- Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности  учащихся?

Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с использованием стратегий активного обучения. Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности, является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность. Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

- Проект был запущен совсем недавно - в сентябре 2019 года. Что уже удалось сделать за такой короткий период?

В период реализации проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников» с сентября по декабрь 2019 года был проведен мониторинг достижения показателей уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников. Благодаря мониторингу были определены «пилотные» образовательные организации Белгородской области и учителя начальных классов – участников проекта из числа сотрудников данных организаций. На основании данных «пилотных» образовательных организаций была создана база педагогов начальной школы образовательных организаций области, которые являются регулярными участниками мероприятий проекта. Был разработан диагностический инструментарий для организации итоговой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности.

Ведется всесторонняя работа: были организованы и проведены семинары для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности обучающихся начальной школы. Также было проведено обучение для 25 учителей начальной школы по программе «Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников». В рамках проекта был разработан сборник материалов для обучающихся начальной школы, включающий систему заданий и упражнений, диагностический инструментарий, методические рекомендации «Особенности ознакомления младших школьников с международными исследованиями качества образования».

Выяснилось, что результаты мониторинга свидетельствуют о повышении каждого из уровней достижения сформированности функциональной грамотности младших школьников на протяжении данного периода. Работа над реализацией проекта продолжается, ведь срок окончания проекта будет только в мае 2021 года.

- Как у инициатора этого проекта хочется у вас спросить о самом главном – цели. Какая она?

Мы планируем обеспечить к маю 2021 года достижение показателей уровня сформированности функциональной грамотности не менее чем у 90% младших школьников 26 пилотных общеобразовательных организаций Белгородской области. К этому времени будет разработана и апробирована динамическая модель формирования функциональной грамотности. Таким образом, произойдет обновление методов обучения, системное повышение квалификации учителей, внедрение диагностического инструментария.

Наша общая цель - научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. На учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

- Какой результат ожидается? Для кого будет полезен этот проект?

Для всех, кого интересуют проблемы начального общего образования:  учителей начальных классов, учащихся, родителей было создано общественно-профессиональное интернет-сообщество «Начальная школа Белогорья». Открытое образовательное пространство позволит получить актуальную информацию, ознакомить участников с основными технологиями и инструментарием по формированию функциональной грамотности, а также получить ценные рекомендации. А все вместе позволит развить позитивные установки на систему образования и новые результаты, связанные с «навыками 21 века». Все дидактические материалы, задания и упражнения, педагогическая диагностика будет полезна в профессиональной деятельности учителей начальных классов, студентов педагогических вузов и колледжей.

Беседовала К. Кушнарёва