Образование и молодежная политика: стратегическая сессия с участием врио губернатора Вячеслава Гладкова

Стратегическая сессия объединила учителей школ, преподавателей вузов и ссузов, работников дошкольного и дополнительного образования, представителей молодёжного правительства и волонтёров.

Образование и молодёжную политику обсудили на очередной стратегической сессии белгородском ОК «Алгоритм успеха» с участием врио губернатора Вячеслава Владимировича Гладкова.

«Быть первыми» - главная идея новой стратегии развития региона. Тема нынешнего заседания — образование и молодежная политика. Участниками брейнсторма стали и специалисты института во главе с ректором Альбиной Александровной Бучек.

«Образование – это будущее. Человек всю жизнь учится. Сейчас это очень нужно для того, чтобы быть успешным. В XVII веке человек за 80 лет своей жизни получал такой же объём информации, как мы сегодня за день», – сказал Вячеслав Гладков. 

Он подчеркнул, что затраты на образование занимают важную часть расходов бюджета. В этом году из 100 млрд четверть потратили на данную сферу. Ещё около 5 млрд пошли на ремонты, 1 млрд дополнительно выделен на оборудование мастерских и медицинских классов. Но, чтобы все вложения давали нужный эффект, нужно привлекать в отрасль как можно больше новаций: 

«Как только мы останавливаемся, сразу начинается деградация. Мы остановились – все остальные убежали. И нам придётся увеличивать скорость для того, чтобы просто догнать. И это нам, в Белгородской области, не интересно. Мы должны быть первыми».

Высокий уровень развития всех сфер образования – гарант того, что лучшие юные умы не будут покидать область, уверен Вячеслав Гладков. Более того, в наш регион потянутся молодые талантливые люди со всей страны. 

«У нас с вами есть все шансы, чтобы успешность вот эту выстроить. Я искренне хочу это сделать, но сделать это один я не смогу. Поэтому очень рассчитываю на вашу эффективную работу. Со своей стороны прилагаю все усилия: заключили соглашение с Сергеем Кравцовым (министром просвещения РФ – прим. авт.). Он приедет в октябре, то есть мы будем увеличивать объём присутствия федералов здесь. Конечно же, будем привлекать финансирование по разным программам», – резюмировал глава региона. 

Подробнее о том, какие составляющие входят в стратегию развития региона, собравшимся рассказала первый заместитель председателя облдумы Наталия Владимировна Полуянова. Она отметила, что предыдущая стратегия развития региона была принята 11 лет назад, в 2010 году. Произошедшие за это время изменения требуют новых подходов. 

«Изменилась экономика, социальный фон, произошли геополитические перемены. Основная цель создания стратегии – это справедливые возможности и достойная жизнь в лучшем регионе России. А Белгородская область никогда другой и не была», – подчеркнула Полуянова. 

Она обозначила и главные тезисы стратегии: экономика для людей, развитие новых индустрий и кластерное развитие туризма, высокие стандарты и доступность социальных услуг, открытый диалог и совместное управление, новые точки роста территорий. 

«Сейчас важно, чтобы стратегия была проработана каждым человеком, который потом будет причастен к её исполнению. Давайте закладывать сами ту систему работы, с которой потом сами же и будем сталкиваться. Постараемся посмотреть новым взглядом на существующую ситуацию и найдём новые резервы, которые мы могли бы использовать», – добавила вице-спикер облдумы. 

Вопросы, которые требуют переосмысления, на сессии разделили на несколько блоков. В каждом обозначили проблемы и возможные пути их решения. 

Первый блок – «Цифровизация и новые технологии в образовании». Развивать это направление мешает разный уровень цифровой подготовки детей и преподавателей, устаревшие компьютеры в школах, низкая скорость интернета, многообразие платформ с учебными материалами, в которых трудно ориентироваться. Решить проблему поможет покупка современного оборудования, модернизация локальных сетей учебных заведений, ведение документооборота в электронном виде, переподготовка педагогов. 

Блок № 2 – «Качество школьного образования». Здесь главные проблемы: низкий уровень знаний, повсеместное распространение репетиторства, не всегда объективные оценки, невысокий уровень предметной подготовки педагогов. Помочь справиться с трудностями могут индивидуальные образовательные маршруты, дополнительная внеурочная подготовка отстающих детей, поощрение для лидирующих школ региона в виде грантов, участие в федеральном проекте «500+».

«У нас есть пул школ с низкими образовательными результатами, таких в регионе фактически шестая часть от общего числа. Мы уже вошли в пилотный федеральный проект «500+». Те механизмы, которые действуют на федеральном уровне и помогают подтягивать результаты слабых школ до уровня сильных, мы сейчас будем транслировать у нас в регионе», – рассказала начальник департамента образования Белгородской области Елена Георгиевна Тишина.

Речь идёт о привлечении в отстающие школы опытных руководителей и студентов-педагогов, имеющих успехи в учёбе.

Третий блок – «Разностороннее развитие и ранняя профориентация». В этом направлении нужно удовлетворить запрос на дополнительные программы естественно-научной и технической направленности, в целом расширить направления подготовки в допобразовании, сформировать так называемую профессиональную навигацию: детский сад – школа – дополнительное образование – среднее профобразование – вуз – трудоустройство. Выйти на новый уровень помогут профильные классы, краткосрочные курсы, например, в летних лагерях, новые программы поддержки стипендиатов.

Центр развития одарённых детей на базе образовательного комплекса «Алгоритм успеха» откроют уже в этом году.

Команда БелИРО «Методический навигатор» предложила новые подходы в дополнительном профессиональном образовании.

Блок № 4 посвящён педагогам, он называется «Система переподготовки и повышения квалификации». Здесь главные проблемы – потребность в омоложении состава преподавателей и руководителей, необходимость постоянного повышения квалификации. Решить их можно, проводя ежегодные предметные тестирования, публичную аттестацию для руководителей, развивая сеть педагогических классов в школах с последующим целевым направлением на обучение в вуз. 

«Если все эти четыре направления мы проработаем и выполним, то, безусловно, Белгородская область станет точкой притяжения образовательной миграции. Деньги на эти цели, а это порядка 1 млрд рублей, частично уже пришли в регион», – подчеркнула Елена Тишина. 

В отдельный блок объединили проблемы в сфере молодёжной политики. Тут самый важный вопрос: как заинтересовать молодых людей и создать условия для их активного досуга? Самых активных уже поддерживают с помощью грантов. В прошлом году на региональных конкурсах и форумах поддержку получили 56 проектов на 3,5 млн рублей. В 2022-м на эти цели собираются выделить в 10 раз больше.

Использованы материалы порталов Белпресса, ГТРК "Белгород".
Фото из открытых источников, Facebook.