Обсудили эффективные формы и методы дополнительного образования

25 августа в рамках подготовки к областной конференции педагогических работников «Приоритеты российского образования в воспитательном пространстве региона» сотрудники Белгородского института развития образования провели межрегиональную переговорную площадку «Дополнительное образование – эффективный инструментарий реализации программ воспитания в системе общего образования».

Модератором мероприятия, которое прошло в Белгородском областном дворце детского творчества, стала заведующая центром координации деятельности региональной методической службы М.В. Грушина. В секции приняли участие педагоги дополнительного образования школ Белгородской области, проректор по методической работе Е.Н. Юдина, заведующая центром методического обеспечения БелИРО А.А. Жерновая.

С обстоятельным докладом о многогранной деятельности Белгородского областного дворца детского творчества выступила его директор Н.В. Орехова. Творческий педагогический коллектив, чей труд неоднократно получал высокую оценку, рассматривает БелОДДТ как пространство для развития личностной успешности и воспитания детей и подростков. Накопленный опыт и возможности, имеющиеся у дворца, заинтересовали присутствующих. Наталья Викторовна подробно остановилась на том, какую помощь может оказать Дворец образовательным учреждениям. Это и подготовка мероприятий, и проведение мастер-классов для обучающихся, и повышение квалификации педагогов. Дворец проводит многочисленные мероприятия (фестивали, конкурсы), где учащиеся дети всех возрастов смогут продемонстрировать свои творческие достижения, отточить мастерство, отшлифовать свой талант.

«Всероссийский экспертный педагогический совет – инструмент взаимодействия педагогической общественности и Министерства просвещения Российской Федерации»: так называла свой доклад учитель русского языка и литературы гимназии №3 Белгорода А.Э. Колотилова.

На значении и роли дополнительной общеобразовательной программы в воспитании ребенка остановилась методист кафедры дополнительного образования и воспитательных технологий БелИРО Е.Н. Сизых. Говоря о создании программы дополнительного образования, Елена Николаевна порекомендовала задаться такими вопросами: «В каком виде деятельности я могу действовать как специалист? Какую деятельность я буду имитировать? Для какого возраста и для каких категорий детей предназначена моя программа? Какие управленческие функции приобретут дети? Насколько полученные навыки будут полезны ребенку в дальнейшей деятельности? И другими.

Выступления на секции показали широкую палитру направлений дополнительного образования, реализуемых в образовательных организациях нашей области.

Так, директор ГБУ ДО «Белгородский Центр детского (юношеского) технического творчества» М.Д. Малышева представила детский технопарк «Кванториум» как успешный опыт в дополнительном образовании. Здесь создана уникальная высокотехнологичная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Детям дают навыки проектной деятельности, учат решать изобретательские и реальные производственные задачи. Ребят сопровождают опытные наставники: представители науки, промышленности и бизнеса. Этот высокотехнологичный комплекс пользуется огромной популярностью у белгородских школьников.

Особенностям работы с обучающими с РАС в системе дополнительного образования посвятила свое выступление заместитель директора Валуйского Дома детского творчества. Педагог-организатор дополнительного образования Ракитянской станции юных натуралистов Н.Н. Тарасова выступила с докладом «Формирование экологической культуры через экологический учебный проект». Наталья Николаевна рассказала о масштабной исследовательской и разъяснительной работе, проведенной школьниками, о реальной практической пользе, которую принесли юннаты малой родине. Ее уникальный опыт заслуживает самой высокой оценки.

Выступления образцового детского коллектива студии бального танца «Вдохновение» Дома детского творчества Алексеевского городского округа становятся украшением праздников, проходящих как на территории района, так и за его пределами. Педагог дополнительного образования А.В. Можарова поделилась секретами и механизмами творческой самореализации в этом коллективе. Чувство прекрасного и любовь к творческому труду можно привить не только через занятия хореографией. Формированию эстетического вкуса детей при изготовлении кукол посвятили свое выступление педагоги Центра детского творчества «Ассоль» Волоконовского района Е.М. Бондаренко и Л.И. Евдокимова.

Ежегодно более 200 юных валуйчан принимают участие в сплаве по реке Оскол. О водном туризме как форме организации летнего досуга обучающихся поведал коллегам педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского туризма г. Валуйки В.И. Мильнев.

Педагог дополнительного образования Краснояружского ЦДО И.Д. Каримова организовала для юных земляков занятия по журналистике. Педагог рассматривает журналистскую деятельность как путь к личностному и социальному успеху обучающихся.

Подводя итоги мероприятия, Е.Н. Юдина отметила широкое разнообразие представленных методов и форм работы, возможностей детям развить свое творчество. «Мы узнали адреса, где работают по-настоящему увлеченные люди, - подчеркнула Екатерина Николаевна. – Нужно переходить от обсуждения к внедрению».