Подведены итоги проекта, способствующего повышению качества образовательных услуг

Проект «Разработка и апробация системы оценки управления образовательными организациями на основе требований системы менеджмента бережливого производства», направленный на внедрение элементов системы менеджмента бережливого производства в соответствии с положениями ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента», реализовывался с начала 2020 по конец 2021 гг.

Цель внедрения элементов системы менеджмента бережливого производства в деятельность образовательных организаций состояла в обеспечении роста удовлетворенности участников образовательного процесса и повышении качества образовательных услуг.

В качестве пилотных площадок реализации проекта были определены три образовательные организации: МБДОУ Детский сад №22 «Улыбка» Старооскольского городского округа, МБОУ СОШ №42 г. Белгорода и МАУДО «Дом детского творчества» Корочанского района. Предполагается, что после отработки системы менеджмента бережливого производства на примере организаций разных типов данная система может быть внедрена и в других образовательных организациях.

В ноябре 2020 г. был проведен входной мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, по результатам которого среднее значение удовлетворенности составило 70,0%. Наиболее проблемным являлось инфраструктурное обеспечение образовательного процесса: качество питания и качество учебников.

В 2020 году руководитель и члены рабочей группы проекта прошли повышение квалификации в НИУ «БелГУ» по программе «Основы бережливого производства». В рамках обучения директор Центра бережливых компетенций НИУ «БелГУ» М.Л. Назаренко поделилась опытом внедрения системы менеджмента бережливого производства в образовательной организации высшего образования, показала авторские разработки, акцентировав внимание на особенностях подготовки к сертификации внешними аудиторами.

Также в 2020 году было разработано Руководство по системе менеджмента бережливого производства, которое регламентирует выполнение требований ГОСТ Р 56404 в полном объеме во всех организациях, включенных в систему менеджмента бережливого производства.

В начале 2021 года в рамках проекта были разработаны чек-листы для проведения самоанализа по основным процессам образовательных организаций в целях повышения качества образовательных услуг. Чек-лист №1 был посвящен оценке внедрения ключевых элементов системы менеджмента бережливого производства, чек-лист №2 – оценке внедрения инструментов СМБП «Стандартизация работы» и «Метод 5 S», чек-лист №3 – оценке внедрения инструментов СМБП «Картирование потока создания ценности» и «Визуализация».

В феврале-марте 2021 года с использованием утвержденных чек-листов в указанных образовательных организациях был проведен внутренний аудит внедрения элементов системы менеджмента бережливого производства. Внутренний аудит позволил руководителям организаций выяснить, в какой мере элементы СМБП внедрены в практику, а где предстоит еще работа.

Далее в апреле-июне 2021 года с учетом доработки систем менеджмента бережливого производства специалистами ОГАОУ ДПО «БелИРО» был проведен внешний аудит, который показал, что в целом в пилотных организациях внедрение элементов системы менеджмента бережливого производства не встречает серьезных препятствий. Так, во всех трех организациях разработано Руководство по СМБП, утверждены цели СМБП в формате SQDCM (безопасность – качество – исполнение заказа – затраты – корпоративная культура). СМБП внедряется в соответствии с принятой Дорожной картой с учетом потенциальных рисков. Сотрудники пилотных организаций, ответственные за внедрение системы менеджмента бережливого производства, прошли обучение по основам бережливого производства и постоянно повышают уровень компетентности в данной сфере. В организациях осуществляется картирование потока создания ценности, активно используются инструменты визуализации. Вместе с тем, система 5S на данный момент внедрена частично, имеется потенциал для ее дальнейшего внедрения. Не во всех организациях в достаточной мере используются индивидуальные и коллективные формы вовлечения сотрудников в деятельность по улучшениям.

Во втором полугодии 2021 года с учетом результатов внешнего аудита были разработаны и приняты к реализации планы мероприятий корректирующих и предупреждающих действий по повышению качества образовательных услуг.

Степень достижения целей проекта определялась посредством проведения итогового мониторинга. В трех пилотных образовательных организациях были опрошены ключевые участники образовательного процесса: педагоги и родители дошкольников в ДОУ; педагоги и обучающиеся – в СОШ и учреждении дополнительного образования.

Результаты исследования показали, что показатель удовлетворенности участников образовательной деятельности качеством оказываемых услуг в общеобразовательной школе вырос с 68% до 81%, в дошкольной образовательной организации – с 72 до 81% и в учреждении дополнительного образования – с 69% до 83%. Средний показатель удовлетворенности по трем пилотным организациям составил 82%, что на два процентных пункта превышает целевое значение.

У всех организаций – участников проекта выявлен потенциал дальнейшего роста удовлетворенности. Для дошкольной образовательной организации это, в первую очередь, улучшение качества питания детей, повышение комфортности помещений групп, коридоров и рекреаций, повышение качества учебных материалов и благоустройство территории. Для средней общеобразовательной школы – это, помимо качества питания, учебников и благоустройства территории, повышение информативности официального сайта и групп в социальных сетях. Для учреждения дополнительного образования – повышение комфортности классов.

Таким образом, проект «Разработка и апробация системы оценки управления образовательными организациями на основе требований системы менеджмента бережливого производства» позволил внедрить в деятельность образовательных организаций элементы системы менеджмента бережливого производства, что оказало опосредованное влияние на рост качества образовательных услуг. В дальнейшем может быть поставлен вопрос о подготовке данных образовательных организаций к сертификации на предмет соответствия ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента».


Подписывайтесь на наши новости:

ВКонтакте

YouTube

Одноклассники