«Предметная диспансеризация» для борьбы с двойками

17 августа в БелИРО состоялось совещание при заместителе Губернатора Белгородской области Н.Н. Зубаревой. В мероприятии, посвященном внедрению предметной диспансеризации в образовательную систему региона, приняли участие представители департамента образования Белгородской области, муниципальных образований, БелИРО, а также школ, которые вошли в проект 500+.

Наталия Николаевна Зубарева подчеркнула, что сегодня стоит важнейшая задача по «выводу детей из зоны риска получения двоек в ходе промежуточной и государственной итоговой аттестации».  Если был допущен пробел в образовании в третьем классе, он «тянется» до девятого. «Хвосты» (неусвоенные темы) тянутся из класса в класс и выливаются в цепочку неудач и усугубляют ситуацию.  Здесь могут быть разные причины, например, ученик болел, а его никто не подтянул.

Наталия Николаевна заострила внимание на том, что у семьи не всегда есть возможность обратиться к репетитору, но образование ребенка не должно от этого страдать. «Для того, чтобы подготовить детей, нам нужны эффективные технологии и методики, о чем сегодня нам как раз расскажет Герман Григорьевич Левитас».

Наталия Николаевна представила собравшимся доктора педагогических наук, профессора, учителя математики с 50 летним стажем Германа Григорьевича Левитаса. Ученый предлагает отойти от традиционных методов повторения в начале учебного года, а сфокусировать внимание на основных темах, от которых зависит дальнейшее усвоение материала.  

На примере математики в 7 классе Герман Григорьевич предложил выбрать для отработки ключевые темы. Например, это могут быть «простые дроби», «десятичные дроби» и «отрицательные числа». На этих темах он и предложил заострить внимание, проведя серию контрольных и консультационных работ. Когда педагог выявляет проблему, затем объясняет ее на уроке, затем еще раз проверяет усвоение материала. Такая методика уже показала хорошие результаты.

Герман Георгиевич неоднократно бывал в Белгородской области, тесные деловые контакты связывают его и с МАНОУ Образовательным комплексом «Слобожанщина», где уже есть попытка внедрения технологии предметной диспансеризации. Об этом в своём выступлении рассказала директор комплекса Лариса Анатольевна Трубина.  

(ВИДЕО)

Как отметил первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Н.М. Рухленко, образовательная система Белгородской области сталкивается с определенными проблемами в вопросе качества обучения. У детей по разным причинам накапливаются предметные дефициты, что приводит к печальным последствиям, которые выражаются в том, что ребята не могут сдать экзамены по русскому и математике.

«Гениальная в своей простоте система Г.Г. Левитаса направлена на устранение предметных дефицитов. Наша задача познакомится с его опытом, понять и освоить. Если нам удастся по его методике организовать предметную диспансеризацию в масштабах области, мы сможем решить проблему неудовлетворительных оценок и повышения качества образования в регионе. Для этого необходимо заинтересовать учительское сообщество, руководство школ и муниципальных органов управления образованием».

Комментируя мероприятие, ректор БелИРО А.А. Бучек отметила: «О технологии внедрения предметной диспансеризации в образовательный процесс мы знали и раньше. Сегодня у нас появилась возможность получить рекомендации непосредственно от автора. Герман Григорьевич показал на конкретных примерах, как это работает и какова эффективность этой технологии. Автор показал результаты, которых удалось добиться благодаря предметной диспансеризации по математике, этот метод он называет технологией предметных циклов. По сути это действенный способ помочь каждому ученику успешно освоить программу, его универсальность состоит в том, что он может транслироваться на любую предметную область. Мы надеемся, что применение этой технологии позволит учителю своевременно выявлять пробелы, ликвидировать их. По сути – важно не упустить сентябрь, когда идет процедура такого воспроизводящего повторения. Мы понимаем, что этот механизм должен получить определенное наполнение и определенные временные рамки. В ходе нашего мероприятия у присутствующих есть возможность обсудить эту методику и внести конкретные предложения по внедрению ее в реальный образовательный процесс».

В формате мозгового штурма четыре группы участников смогли обсудить отдельные аспекты применения методики, выработать свои предложения, которые вошли в консолидированный документ, который представлен заместителю губернатора Белгородской области Н.Н. Зубаревой.

Справочно: Герман Григорьевич Левитас, доктор педагогических наук, профессор, разработчик собственной методики изучения и преподавания математики в 5-11 классах. Стаж работы в сильнейших школах Москвы 59 лет. Герман Григорьевич является автором множества книг, пособий, учебников и методичек.