Рабочие тетради – быть или не быть

В БелИРО работала дискуссионная площадка, посвященная использованию рабочих тетрадей на печатной основе в образовательном процессе.

В мероприятии приняли участие представители департамента образования области, муниципальных органов управления образованием, сотрудники БелИРО, учителя-предметники, представляющие как различные учебные дисциплины, так и различные виды территории региона: городские и сельские школы.

Обозначая проблемную тему дискуссионной площадки, ректор БелИРО А.А. Бучек обратила внимание, что мероприятие прежде всего призвано определить место рабочих тетрадей в процессе обучения. Что это - часть учебно-методического комплекса, это дополнительное пособие, расходный материал или обязательная составляющая учебного процесса?

Заведующие кафедрами БелИРО высказали свою точку зрения, которая основывалась на анализе рабочих тетрадей из различных комплектов, на опросе учителей предметников.

Так, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования Л.В. Серых остановилась на особенностях использования рабочих тетрадей на уровне начального общего образования. Лариса Викторовна, в частности, отметила, что рабочие тетради являются неотъемлемой частью учебного комплекса и играют важную роль в обучении счету, письму, обучению грамоте, каллиграфическим навыкам. Они значительно сокращают время выполнения того или иного задания, позволяют индивидуализировать познавательный процесс, в них представлен материал, который могут выполнять как отстающие дети, так и дети, которым необходима дополнительная образовательная нагрузка. Рабочие тетради незаменимы, когда ребенок часто болеет и вынужден выполнять задания дома. Кроме того, рабочие тетради в начальных классах способствуют концентрации внимания и успешному усвоению дополнительного материала.

Л.В. Серых уверена, что использовать учебный комплекс без тетрадей невозможно, поскольку они поддерживают концепцию и логику обучения определенного автора учебного комплекса.

Учитель начальных классов школы №10 г. Белгорода И.В. Шульженко, отмечая многочисленные положительные свойства рабочих тетрадей, подчеркнула довольно высокую стоимость комплекта для одного ученика. При этом опытный педагог отметила, что есть тетради, которые используются крайне редко или вообще не используются.

Заведующая кафедрой естественно-математического и технологического образования И.В. Трапезникова также в процессе подготовке к встрече, обратилась к нормативной документации за разъяснениями. Практически все предметы (математика, физика, химия, информатика, биология, география, технология) курируемые кафедрой, предполагают использование рабочих тетрадей. Ирина Валентиновна акцентировала внимание на хорошо иллюстрируемых тетрадях по биологии, которые позволяют лучше познакомиться со строением живых организмов. Невозможно изучение географии без контурных карт, которые по сути также являются рабочими тетрадями.

В обсуждении самое активное участие приняли учителя-предметники. Так учитель химии Шебекинской гимназии-интерната И.В. Полякова -  многодетная мама, и понимает, насколько непросто купить родителям все необходимые для ребенка рабочие тетради, и насколько тяжело самому ребенку носить довольно увесистый портфель. Она считает оптимальным использовать электронные образовательные ресурсы. С ней согласна заместитель директора, учитель информатики школы №3 углубленным изучением отдельных предметов г. Строитель Н.С. Деревлева. Наталья Сергеевна успешно использует различные цифровые образовательные платформы, которые позволяют обеспечить всем необходимым учебным материалом, в том числе для индивидуального подхода, в максимально короткие сроки, с высокой отдачей.

Противоположная точка зрения у учителя физики из Дубовской школы с углубленным изучением отдельных предметов Е.Н. Клименко. Она успешно использует на уроках тетрадь для лабораторных работ. Педагог уверена, что эта тетрадь позволяет значительно сэкономить время на оформлении работы и уделить больше внимания непосредственно выполнению опытов.   

Старший методист центра координации деятельности региональной методической службы БелИРО О.В. Вертелецкая доложила о том, что межрайонные методические центры проанализировали ситуацию с использованием рабочих тетрадей, и в целом образовательных комплексов и высказала собственное мнение.

Заведующая кафедрой историко-филологических дисциплин Т.А. Симанова посвятила свое выступление использованию рабочих тетрадей в образовательном процессе по предметам гуманитарного цикла. Татьяна Александровна уверена в необходимости рабочих тетрадей в процессе преподавания иностранных языков. Учебники и программы «крепко привязаны» к ним и без рабочих тетрадей формирование необходимых навыков и знаний невозможно. В отношении использования рабочих тетрадей по другим предметам остается очень много спорных вопросов.  

На юридических аспектах использования рабочих тетрадей остановилась начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Е.Б. Третьякова. Этому вопросу уделила внимание и ректор А.А. Бучек.

Важные суждения высказали заместитель директора Научно-методического информационного центра г. Белгорода Е.В. Ивлиева, начальник отдела Старооскольского института развития образования Л.Н. Тюренкова.

Резюмируя прошедшее мероприятие, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Н.М. Рухленко, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Необходимо глубоко проанализировать педагогическую целесообразность применения рабочих тетрадей. Нужна четкая позиция специалистов по данному вопросу, нужна общественная дискуссия, нужно изучение опыта реального использования».

Николай Михайлович предложил открыть широкую полемику на страницах газеты «Доброжелательная школа Белогорья».