Развивать личность, обогащать внутренний мир ребенка: как повысить качество преподавания предмета «Родная литература (русская)»

В заседании приняли участие представители преподавательского состава и методисты БелИРО, учителя русского языка и литературы школ Белгородской области, представители НИУ «БелГУ».

С приветственным словом к участникам заседания обратилась ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек, обозначив проблемы и перспективы преподавания предмета «Родная литература (русская)» на современном этапе. Главной проблемой преподавания предмета Альбина Александровна назвала отсутствие интереса к чтению у детей и молодежи. «Движимый интересом к художественной книге человек погружается в особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность. О кризисе детского чтения в последнее время много говорят, но большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что он состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что утрачен интерес к этому виду деятельности. Чтение превратилось в формальность, потеряло всякую привлекательность, а значит, и эффективность. Нет интереса –  нет чтения, как бы мы ни старались».

По мнению ведущих специалистов, в том числе Т.В. Черниговской, в основе творчества, развития внимания, интеллекта, памяти, познания лежит именно читательский интерес. Следовательно, сформировать интересный и познавательный круг чтения для школьника – важная задача дня.

Л.Н. Москвитина, проректор по образовательной деятельности, кандидат педагогических наук, отметила, что интерес ученика к познанию заключается в приобретении и обработке информации. «Сегодня книгой пользуются, черпают из неё сведения, по ней учатся, но личностный смысл чтения утрачен. Чтение загнано в рамки учебной деятельности и хорошо, если не по принципу «ответить и забыть».   Перед учителями-словесниками остро стоит вопрос о проработке содержания предмета «родная литература (русская)». Также Лариса Николаевна обозначила основные направления деятельности рабочей группы по организации и методическому сопровождению мероприятий «Дорожной карты» по повышению качества преподавания предмета «Родная литература (русская)».

Во время проведения заседания были созданы три группы, задача которых состояла в анализе литературных произведений, представленных в примерных федеральной и региональной программах по предмету для обучающихся 5 – 7-х, 8 – 9-х и 10 – 11-х классов.  

Также был обсужден проект «дорожной карты» по повышению качества преподавания предмета «Родная литература (русская)» в Белгородской области». С предложениями от каждой группы выступили О.А. Филонова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя политехническая школа № 33» г. Старый Оскол, председатель ассоциации учителей русского языка и литературы Белгородской области, В.П. Алехин, старший преподаватель кафедры историко-филологического образования БелИРО, М.В. Гончарук, методист Белгородского межмуниципального методического центра.

Докладчики обозначили проблемный круг вопросов, связанных с преподаванием предмета «Родная литература (русская)», а также предложили ряд мероприятий для включения в «Дорожную карту» для расширения методического инструментария, используемого в процессе преподавания предмета; создания региональной базы материалов, способствующих развитию литературного и культурного кругозора школьников за счет их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы; формированию положительной мотивации обучающихся к изучению дисциплины.