С.П. Тимофеев: «Чем лучше образование, тем выше качество жизни»

30 июня 2020 года скончался Станислав Петрович Тимофеев. Ему было 74 года.

Учитель физики с сорокалетним стажем, директор школы № 24 г. Старый Оскол, начальник управления образования и науки Белгородской области, ректор Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ныне - Белгородский институт развития образования) – яркие вехи биографии С. Тимофеева (СМОТРЕТЬ ВИДЕО).

В 1968 году закончил физико-математический факультет Белгородского педагогического института имени М.С. Ольминского (ныне – НИУ «БелГУ»). После работал учителем физики в Новосибирской области. Учил своих учеников не только школьной науке, а прежде всего -  добру и любви к людям.

С 1977 года руководил средней общеобразовательной школой № 15 города Старый Оскол. А с 1987 по 1992 годы, работая директором вновь построенной старооскольской средней школы № 24, вывел образовательное учреждение в десятку лучших в Белгородской области. Именно при нем впервые в 1991 году школа стала победителем конкурса профессионального мастерства «Школа года».

Став руководителем управления образования и науки Белгородской области, он по-новому стал выстраивать приоритеты в отрасли. «Выпускник школы, вуза, среднего профессионального учебного заведения должен быть конкурентоспособен на мировом рынке», - отмечал Станислав Петрович.

Алгоритмом решения этой задачи был найден: создавать в Белгородской области большие базовые школы, и при этом - не закрывать сельские. Ключевым, связующим звеном в этой школьной агломерации стал учитель.

Сам С.П. Тимофеев однозначно придерживался главного принципа: «Чем лучше образование, тем выше качество жизни». С этой идеей он пришел и в Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Перед коллективом сразу же поднял планку: методист – это учитель учителей.

У С.П. Тимофеева множество наград. Он - «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Российской Федерации», награжден орденом II степени «За заслуги перед Отечеством» и орденом I степени «За заслуги перед Землей Белгородской области».

«Станислав Петрович воспитал не только прекрасных учеников, многие из которых стали педагогами, но и замечательных сыновей и внуков. Вместе с коллегами, родными и близкими мы скорбим о тяжелой утрате. Мы потеряли не просто прекрасного учителя, а хорошего человека, который был и будет для нас эталоном профессионализма и порядочности», - отметили в департаменте образования области.

Коллеги, друзья вспоминают, что С. П. Тимофеева всегда отличали творческий подход к работе, принципиальность и порядочность. Глубокий ум, знания, опыт, жизненная мудрость способствовали созданию творческой атмосферы в ученических и учительских коллективах, где он работал. Государственник со своей проверенной опытом педагога-практика точкой зрения на проблемы развития школы и образования.  Такова репутация у С.П. Тимофеева.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из трогательного и мудрого интервью, которое Станислав Петрович дал изданию «Практический журнал для учителя и администрации школы» в 2003 году, будучи в должности начальника Белгородского областного управления образования и науки.

Станислав Петрович, скажите какая проблема стала для вас здесь самой существенной, кроме финансовой, разумеется?

Есть две самые главные проблемы. Первая из них связана с государственной политикой в области воспитания. Считая воспитание детей и подростков делом наиважнейшим, я долгие годы искал пути решения этой проблемы на уровне школы, города, а теперь области. Вторая проблема —  обеспечение отрасли педагогическими кадрами. Нам нужны молодые квалифицированные специалисты, интеллектуально, профессионально и нравственно состоятельные, способные решить задачи, поставленные рыночной экономикой перед образованием. Мне хочется, чтобы в педагогическую профессию шли лучшие умы…

В последние десятилетия «перестройки» учиться в педагогический вуз в массе своей идут не лучшие выпускники школы. Лишь единицы из них — победители олимпиад, медалисты, действительно образованные ребята. Самые толковые — поголовно хотят быть юристами, экономистами, менеджерами, специалистами в области информационных технологий, но не хотят быть учителями… Проведенное нами исследование показало, что из обучающихся педагогическим профессиям в БелГУ (наверное, и в других – так же) лишь 40% собирается работать в школе. Практически пришедших на педагогические должности — ещё меньше. Дискредитирована сама идея педагогического образования. В итоге: при отсутствии выбора кадров, без естественной ротации, многие проблемы школы решить просто нельзя. Острейшая проблема заключается в том, что ученики опережают учителей и владеют теми информационными мирами, в которых не жили и не живут их учителя…

Ещё одна беда в школе — мужчин-педагогов по районам можно в «Красную книгу» заносить. Раньше их было пять-десять в школе. Само наличие мужского авторитета в школе было важным: подойдет мужчина к нерадивому ребёнку, поговорит с ним по-мужски — это же тоже необходимый момент в жизни школы…

Печально, что эти проблемы сегодня характерны не только для города (городской уклад жизни и раньше способствовал тому, что некоторые семьи не занимались воспитанием детей), но и для села, где совершенно иные отношения в социуме, традиционно иной уклад жизни…

Существует проблема социального, имущественного расслоения учащихся. Для того чтобы нивелировать эти проблемы, школе сегодня нужен образованный, умный учитель…

Нужен и образованный, умный директор... В той обстановке, когда в классе сидят разные дети – и одетые «от Версаче», и одетые кое-как (да сам учитель порой одет много хуже некоторых своих учеников), учителю нужно много терпения, такта, много ума, чтобы сглаживать конфликты, достойно управлять жизнью класса. И здесь огромное значение имеет личность учителя, его человеческая культура, его способность сформировать у всех детей понимание того, что, кроме материальных, есть ещё и общечеловеческие ценности. Как нужно относиться к жизни. Как уметь достойно держать себя в самых разных жизненных ситуациях…

Государство шаг за шагом проводит в жизнь политику перевода учреждений образования на муниципальный уровень. Ваше видение этого процесса?

Рано или поздно это неизбежно произойдет и должно произойти спокойным, эволюционным путем. Но государству необходимо регулировать этот процесс. И главное — на Белгородчине всегда ценили и любили учителя, делали все для того, чтобы он чувствовал себя комфортно. Это без всякой натяжки важная и многолетняя особенность жизни Белогорья…

Напомним, что это интервью С.П. Тимофеев дал в 2003 году.