Система наставничества – важный элемент профессионального роста педагогических работников

В рамках развития системы наставничества в 2019-2020 гг. центром сопровождения деятельности общеобразовательных организаций Белгородского института развития образования был реализован региональный проект «Наставничество в сфере образования: путь к совершенству». В нем участвовали 28 общеобразовательных организаций, представляющих все муниципальные образования области.

Невозможно не согласиться с мнением ректора Белгородского института развития образования, доктором психологических наук А.А. Бучек: «Система наставничества является ключевым фактором эффективного использования кадрового потенциала региона, одним из важных элементом профессионального роста педагогических работников».

В   январе 2020 года была проведена оценка профессиональных компетенций у четырех категорий педагогических работников: молодых специалистов, тех, кто имел длительный перерыв в работе, тех, кто не очень уверен в своих знаниях и просто желающих проверить уровень профессионализма. Тестирование включало четыре блока вопросов, которые имеют важное значение в условиях реализации ФГОС общего образования. Они касались знаний нормативно-правового обеспечения, методических и информационных аспектов профессиональной компетентности, а также коммуникативных и информационных аспектов. Так, был выявлен уровень владения различными методами обучения, знаний дидактических методов и приемов, умений применять их в процессе обучения. Был оценен такой актуальный в современных условиях навык как использование информационно-компьютерных технологий и техники, электронных учебников и возможностей Интернет для создания собственного электронного учебника или урока. Определен уровень компетенций в области возрастной психологии и применения ее принципов в учебно-познавательной деятельности, умение управлять собственным эмоциональным состоянием.

Среди 458 тестируемых было выявлено 123 педагога, нуждающихся в сопровождении наставника. Для каждого их них были разработаны индивидуальные планы адаптации и профессионального роста. Администрации школ предложили в качестве наставников кандидатуры 56 наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных учителей. Это победители и лауреаты профессиональных конкурсов, имеющие опыт выступлений и публикаций в научных изданиях. Оценивались не только профессиональные знания и навыки, но и личностные качества, заинтересованность в успехе подопечного, в воспитании молодых специалистов, желание транслировать свой опыт. В свою очередь к наставляемым предъявляется требование высокой мотивированности к обучению. Учитывалась совместимость наставнических пар.

Для помощи наставникам и их «подопечным» проводились тренинги, семинары, вебинары, обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Насыщенная, разноплановая и интересная работа позволила создать региональную электронную базу наставников, размещенную на сайте БелИРО, сформировать региональную модель института наставничества в сфере образования и «Портрет наставника Белгородской области».

Региональный конкурс «Лучшие практики наставничества» помог выявить конкретные примеры, эффективные методы и формы индивидуальной работы с наставляемыми педагогами. Впервые в БелИРО был проведен методический квест «Лучший наставник». Увлекательный формат понравился всем участникам, поскольку он пробуждает креативность, заставляет творчески и неординарно решать поставленные задачи. Нами был опубликован сборник методических материалов «Дневник наставника», обобщивший педагогический опыт наставников и наставляемых.

Победителями конкурса «Лучшие практики наставничества» стали учителя Губкинской школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов Калинина Е.И. и Мотынга Е.А. Созданная здесь система способствовала развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказала положительное влияние на образовательную деятельность.

В октябре 2020 года состоялось повторное тестирование участников проекта. Практически у всех значительно улучшились показатели.  В среднем по всем блокам уровень профессиональной компетентности составил порядка 86 – 95%, что превысило показатели входящей оценки на 33 – 38 %. Особенно показательно увеличение уровня компетентности по блоку методическая компетентность учителя, которая отражает реальный уровень владения знаниями и умениями формировать у обучающихся планируемые навыки. Институт наставничества в педагогической среде показал высокую результативность.