20 октября 2021 года в Белгородском институте развития образования состоялось заседание круглого стола «Лучшие практики организации предметной диспансеризации в общеобразовательных организациях Белгородской области».

В мероприятии приняли участие специалисты ОГАОУ ДПО «БелИРО», руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образованием, педагогические работники.

В качестве модератора мероприятия, имеющего важное практическое значение, выступила заведующий центром мониторинга и оценки качества образования Н.Н. Арбузова. Говоря о предметной диспансеризации, проректор по оценке качества образования Елена Николаевна Мясищева подчеркнула значение диагностики знаний обучающихся для выявления образовательных дефицитов в знаниях и последующего совершенствования образовательного процесса. «Нужно оценивать результативность принятых мер, тесно взаимодействовать с родительским сообществом, стремиться к тому, чтобы и сами ученики анализировали свои достижения и дефициты. Участникам мероприятия были представлены бланки диагностики индивидуальных достижений по русскому языку и математике в 5 классе. Елена Николаевна рассказала о принципе работы с ними.

Н.Н. Арбузова ознакомила участников мероприятия с банком лучших практик внедрения предметной диспансеризации. В ходе обсуждения участники круглого стола пришли выводу, что образовательная система Белгородской области, как и все остальные регионы Российской Федерации, сталкивается с проблемами качества обучения. У детей по разным причинам накапливаются предметные дефициты, которые приводят к тому, что ребята не могут успешно сдать экзамены. Для решения указанных проблем необходимо использовать технологию учебных циклов.   

Технология учебных циклов доктора педагогических наук, профессора, учителя математики Германа Григорьевича Левитаса позволяет выбрать для отработки ключевые темы по каждой предметной области. Опыт временных групп в общеобразовательных организациях Белгородской области подтвердил эффективность применения технологий предметной диспансеризации для стимулирования мотивации учащихся и предупреждения их неуспешности.

На каждого обучающегося, имеющего дефициты базовых знаний, заводится лист достижений, в котором отмечают результаты проверочных работ, что позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут ученика.

Предметную диспансеризацию целесообразно использовать как средство повышения эффективности организации индивидуальной работы с обучающимися.

В общеобразовательных организациях организована работа по закреплению учеников-наставников или педагогов за обучающимися, имеющими предметные дефициты по результатам предметной диспансеризации.

Можно спрогнозировать, что тщательная и всесторонняя ликвидация дефицитов знаний обучающихся, может и должна привести к повышению качества знаний, поможет при подготовке к ГИА.

Предложенный механизм предметной диспансеризации позволяет модернизировать внутришкольную систему оценки качества образования. В настоящее время наблюдается острая потребность в обеспечении системного характера образовательной деятельности по формированию предметных и метапредметных результатов, обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Резолюцию по итогам заседания круглого стола представила заведующий центром сопровождения общеобразовательных организаций Ж.М. Яхтанигова.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании круглого стола, его участники пришли к выводу о целесообразности продолжать работу по реализации эффективных технологий и методик, которые позволят поддержать высокую прочность образовательных результатов и преодоление предметных дефицитов учащихся. По мнению экспертов, важной формой работы станут обучающие семинары, вебинары и конференции, направленные на решение проблемы неудовлетворительных оценок и повышения качества образования в регионе.

Необходимо оценивать эффективность принимаемых управленческих решений по результатам поиска организационных механизмов формирования предметных и метапредметных результатов, позволяющих успешно преодолеть предметные дефициты.

Участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Организовать работу по рассмотрению курса «Технология учебных циклов» доктора педагогических наук, профессора Левитаса Г.Г. на заседаниях методических объединений и педагогических советов общеобразовательных организаций.

2. Продолжать работу по использованию эффективных технологий и методик, которые позволят поддержать высокую прочность образовательных результатов и преодоление предметных дефицитов учащихся.

3. ОГАОУ ДПО «БелИРО» в образовательном процессе проводить обучающие семинары, вебинары и конференции, направленные на решение проблемы неудовлетворительных оценок и повышения качества образования в регионе.

4. Подготовить и опубликовать сборник методических материалов «Лучшие практики организации предметной диспансеризации в общеобразовательных организациях Белгородской области».

Результаты заседания круглого стола должны стать достоянием всех заинтересованных организаций в сфере общего образования.