Стратегическая сессия, продолжавшаяся с 18 по 20 августа 2020 года и приуроченная к ежегодной конференции педагогических работников Белгородской области, завершила свою работу в БелИРО.
На протяжении трех дней педагоги, руководители образовательных учреждений, представители молодежных и общественных организаций и органов управления образования детально проанализировали каждое из направлений развития регионального образования и сформулировали 9 портфелей проектов.
Модератором площадки «Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению России в десятку ведущих стран по качеству общего образования» выступила ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек. Это одна из главных тем августовских педагогических совещаний 2020 года. Работа в этом направлении ведется в рамках национального проекта «Образование».
Ректор представила доклад о ключевых направлениях развития образования. А также предложила коллегам сосредоточиться на одном из них – обновлении содержания. «Сегодня у нас есть возможность обсудить глобальные вопросы. По результатам сессии мы должны понять, что делать и куда нам двигаться. Педагоги ждут от нас конкретных действий и решений», - отметила А. Бучек.
По итогам работы проектной группы был сформирован и презентован проект формирования естественно-научной и математической грамотности для 5-8 классов. Цель проекта – к концу декабря 2022 года повысить уровень естественно-научной и математической грамотности примерно на 80% у 22 пилотных образовательных организаций Белгородской области. Для этого планируется создать конкурс лучших педагогических практик, организовать «университетскую субботу» с привлечением ведущих специалистов вузов и прочее. На закрытии стратегической сессии было предложено собрать переговорную площадку для того, чтобы обсудить проблему более детально.
Проектная группа по направлению «Механизмы управления качеством образования в Белгородской области (механизмы управления качеством образовательных результатов и механизмы управления качеством образовательной деятельности)» под руководством Е.Б. Третьяковой, начальника управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области, обозначила проблемное поле: отсутствие единой модели управления качеством образования, недостаточная объективность региональных оценочных процедур, стабильно низкие результаты некоторых образовательных организаций.
На сессии активно рассматривался вопрос дистанционного образования. Период, когда резко возникла необходимость в дистанционном обучении, помог обнаружить ряд трудностей в этой области. На сегодняшний день учащиеся и преподаватели не всегда могут быть обеспечены достаточным техническим оснащением, к тому же многие участники образовательного процесса обладают низким уровнем владения цифровыми технологиями. Негативно влияет на процесс обучения отсутствие личного общения между преподавателем и воспитанником. «Удаленка» способствовала снижению контроля качества образования. Модератором этой тематической площадки выступила Е.Г. Тишина, начальник департамента образования Белгородской области. Для решения этих проблем было предложено на период дистанционного обучения обеспечить необходимым оборудованием всех участников образовательного процесса, разработать алгоритм взаимодействия между педагогами-предметниками и администрацией школы, администратором сайта школы, подготовить рекомендации и алгоритмы действий для педагогов, родителей и обучающихся, повысить квалификацию педагогов в области информационных технологий.
Формирование бережливой личности в образовательном пространстве региона также стало темой для обсуждения стратегической сессии. Участники рабочей группы, модератором которой выступила И.Ю. Кирилова, начальник управления проектно- аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, обозначили целью своего проекта – создать к 2022 году условия для формирования компетенций бережливой личности в не менее 33 дошкольных образовательных учреждениях и 30 общеобразовательных школах.
Повестка дня также включала в себя анализ содержания и технологии преподавания предметной области «Родной язык и родная литература». Модератором этой тематической площадки стала Л.Н. Москвитина, проректор по образовательной деятельности БелИРО. Проектная команда обозначила ряд проблем в этой области и пути их решения. Так, было выявлено отсутствие методической базы, системы оценивания обучающихся в этой области, а также единого подхода к составлению расписания. Педагоги предложили провести комплекс методических мероприятий по повышению качества преподавания предметной области «Родной языка и родная литература», разработать и утвердить нормативно-правовые акты департамента образования, регламентирующие деятельность педагогического сообщества по повышению качества преподавания предметной области «Родной язык и родная литература», и создать электронный банк заданий по родному языку и родной литературе, хрестоматии по родной литературе.
С нового 2020-2021 учебного года воспитательной работе в школах будет уделяться особое внимание: появятся новые программы воспитания учеников. Начальник отдела воспитания и дополнительного образования управления образовательной политики департамента образования Белгородской области В.А. Музыка возглавила направление «Модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций. Внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях России. Организация системы деятельности классного руководителя в современной школе». Статистика говорит о том, что в Белгородской области работают более 8 тысяч классных руководителей. Проектом рабочей группы стало развитие института классного руководства в современных условиях на территории Белгородской области. Цель – к концу 2022 года увеличить охват классных руководителей до 80%. Для этого, по мнению участников, нужно создать региональную интерактивную образовательную платформу.
Современное образование уже невозможно представить без традиционных школ и учреждений дополнительного образования. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Ведь именно дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников. Направление «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности» обсудили с модератором - директором «Белгородского регионального модельного центра дополнительного образования детей» С.Н. Белозерских. Участники интенсива выяснили, что влияет на ребенка, и как родители делают свой выбор кружков и секций. Основная проблема связана с недостаточной информированностью. Цель проекта – вовлечь 100% учреждений дополнительного образования к продвижению образовательных услуг. А также начать активное продвижение с использованием современных методов.
Направлением «Роль и место государственных опорных школ в обеспечении единства и целостности образовательного пространства Белгородской области» руководила директор «Образовательного комплекса «Алгоритм Успеха» И.В. Тяпугина. Создание сети государственных базовых (опорных) школ – ресурсных центров является составной частью Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» и послужит расширению государственной модели управления системой образования в Белгородской области, а также повысит доступность и качество образования.
Одна из главных проблем, по мнению большинства участников рабочей группы, связана с «кадровым голодом». Проект этого направления посвящён созданию единого и доступного качественного образования в Белгородской области. Запуск этого проекта планируется с начала 2021 года, с расчётом на три года.
«Модель по актуальным вопросам в сфере обучения и воспитания – примерное направление, шаблон в рамках региональной инновационной площадки. Всего есть 10 типов. Например, профильная школа или школа – территория здоровья. От участников рабочей группы требовалось выбрать ведущее направление, сформировать профильное обучение. Результат нашей работы – это выход на региональную инновационную площадку», - пояснила И.В. Тяпугина.
Все презентованные на стратегической сессии проектные идеи получат свое воплощение в образовательных учреждениях уже в 2020-2021 учебном году.