Учителя иностранного языка продемонстрировали профессиональное мастерство

В течение двух дней, 25 и 26 ноября, в Белгородском институте развития образование учителя иностранного языка региона делились опытом работы.

Лаборатория кафедры историко-филологического образования проводила областной конкурс профессионального мастерства для учителей «Слэм-урок иностранного языка». Слэм-урок – новый креативный формат урока, позволяющий представить учебный материал максимально доступно, эффективно и увлекательно. Главной целью конкурса, состоящего из двух этапов: муниципального и регионального, является выявление, поддержка и популяризация лучших практик.

Оценивало работу 18 конкурсантов высокопрофессиональное жюри. В его составе: доцент кафедры английской филологии института межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ» О.И. Агафонова, доцент кафедры второго иностранного языка межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ» Н.И. Костина; победитель конкурса 2020 года – учитель иностранного языка школы №2 г. Строитель Яковлевского городского округа З.В. Макова; заведующая кафедрой историко-филологического образования БелИРО Т.А. Симанова, сотрудники лаборатории кафедры историко-филологического образования: заведующая Н.И. Ромашова, старшие методисты Е.А. Калинина и Л.Н. Руднева, лаборант А.О. Рундквист. Каждому участнику предстояло за 15 минут показать увлекательную и запоминающуюся методику, вовлечь в занятие своих коллег-соперников, перед которыми стояла задачи изобразить учеников.

В проведении слэм-урока педагоги проявили свою яркую индивидуальность и педагогический талант, безудержную фантазию, знание психологии восприятия информации. Так, М.В. Трапезникова (п. Новосадовый, Белгородский район) показала, как простой моток пряжи может помочь в повторении форм глагола Past Simple. Молодой педагог смогла увлечь коллег и задать высокую планку.

И какой подросток не любит рэп? Педагог Алексеевской СОШ Корочанского района О.В. Суслова смело ввела в свой урок этот элемент, который уже показал свою эффективность при заучивании слов в кружковой работе. Свою презентацию она так и назвала «Геймификация как способ мотивации учебной деятельности школьников». Нельзя не отметить, что, несмотря на свой богатый педагогический опыт, Ольга Васильевна была «самой прилежной ученицей», активным участником фокус-группы: «Лично я для себя взяла очень много идей, наполнила свой методический багаж. Спасибо организаторам и коллегам».

Кстати рэп, как популярный фактор молодежной культуры использовали многие педагоги. А некоторые посвятили целую тему. Среди таких В.В. Потрясаева (Чернянская СОШ №4), которая так и назвала свое выступление «Использование рэпа на уроках английского языка». Немудреные рифмованные строчки отлично запоминаются, это дает возможность расширять лексический запас.

Представитель Валуйской СОШ №1 М.В. Благадырева поделилась идеями того, как можно разнообразить уроки у младших школьников при изучении названий цветов. Она использовала и элементы мультипликации, и яркие ленточки. Е.А. Логоша (Волоконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза генерал-майора Лазаренко) показала, как использовать игру «Морской бой!» для развития навыка создания грамматических конструкций.

Запомнился урок учительницы Алексеевской СОШ Белгородской области А.А. Купавцевой (Тренировка и автоматизация общих вопросов с глаголом to be (быть) в устной речи в рамках лексической темы Colours (цвета) посредством тактильно-кинестетических упражнений). Анастасия Анатольевна дала действительно захватывающий мастер-класс, в котором гармонично связаны волшебные заклинания и знание законов химии, использование красочных игрушек – для того, чтобы дети запомнили названия цветов.

Д.В. Лихачева из Веселовской СОШ Красногвардейского района показала, как можно использовать на уроке английского языка интерес детей к гаджетам. В рамках изучения темы «Путешествия» Диана Владимировна применила платформу Kahoot и ролик из социальных сетей. Организованное ею виртуальное путешествие по Узбекистану позволило расширить лексический запас английских слов, но пополнить свои географические знания. Кроме того, она продемонстрировала современную оперативную систему проверки полученных знаний.

Представитель Новоуколовской СОШ Красненского района Н.И. Косинова, предложила эффективный способ запоминания отдельных слов и словосочетаний, а также словообразования. Учительница «Песчаной СОШ» Ивнянского района М.А. Захарова поделилась опытом изучения традиций знаменитого английского чаепития в рамках закрепления пройденного материала. К.М. Бушля из Лознянской СОШ Ровеньского района продемонстрировала использование арт-технологии при формировании навыков говорения.

Нужно отметить, что многие учители поднимали самые актуальные темы. Одной из таких стала тема защиты от Ковид-2019. Т.А. Агеева, представлявшая СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкина, провела мастер-класс на тему «Земля – центр внимания! Действуй!». В ходе изучения и закрепления английской лексики Татьяна Александровна знакомит детей с экологическими и санитарными нормами. Н.А. Лещенко из Шебекинской прогимназии №8 занимательно провела урок для младших школьников, посвященный теме «Школьные принадлежности». «Ученики» с увлечением собирали пенал и портфель «Незнайки».

Учительница МАНОУ «ОК «Слобожанщина» А.А. Пархоменко достойно представила Краснояружский район. В представленном фрагменте урока английского языка она использовала народный фольклор, сложившийся на границе России и Украины. Для того, чтобы добавить наглядности Алиса Александровна изготовила специальный стенд с картой, который использует также и для изучения быта и традиций жителей района. Вот такое оригинальное сочетание изучения иностранного языка с краеведением.

А.С. Цупак из СОШ №3 с УИОП г. Строитель обратилась к теме «Ковид-19! Что следует и не следует делать?» с применением технологии сторителлинга. Особенно всем запомнилась песенка на английском языке, прогоняющая опасную инфекцию.

«Использование нотных пиктограмм для изучения грамматики на уроках английского языка», - так определила свой мастер-класс Е.Н. Селютина, учитель Старооскольской СОШ №14 им. А.М. Мамонова. Опираясь на любовь детей к пению и музыке, Екатерина Николаевна отрабатывает алгоритм построения предложения.

Очень ярко выступили учителя немецкого языка. Представитель Прохоровской гимназии Татьяна Анатольевна Катаева «Прохоровская гимназия», представившая свой опыт «11 способов легко запомнить немецкие слова», основательно подошла к презентации. Она обратила внимание на то, что в классе учатся дети с различными эмоционально-психологическими типами личности, для которых нужны разные способы восприятия информации. Она показала, как максимально эффективно можно задействовать визуальные, аудиальные, тактильные рецепторы, правое и левое полушарии мозга, логические связи и эмоции для запоминания немецких слов, означающих «достигать» и «преодолевать».

Опытом применения методики ИНСЕРТ при изучении немецкого языка поделилась О.Н. Тверитинова из Великомихайловской СОШ Новооскольского района.  Инсерт – это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет научить ребенка самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Также ученик получает навыки обсуждения, отстаивания своей точки зрения и признания своих ошибок.

Учительница МБОУ ЦО №15 «Луч» Белгорода О.А. Ермакова поставила задачу наладить коммуникации с группой, развивать устную речь, создать комфорные условия для изучения немецкого языка.

Подводя итоги состязания, Н.И. Ромашова отметила очень доброжелательные отношения, которые сохранялись между конкурсантами: «Все старались друг другу помочь, активно участвовали в фокус группах. Это очень хорошо характеризует учителей иностранного языка».

Член жюри, доцент кафедры второго иностранного языка межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ» Н.И. Костина отметила, что она готова многое из увиденного взять на вооружение.

Татьяна Катаева поделилась впечатлениями: «Благодаря участию в проекте я приобрела новый опыт, увидела, как работает молодежь. Думаю, что некоторые подходы буду применять на уроке. Коллеги молодцы! Актуальная тематика очень хорошо подана. Много физических разминок!»

Ее дополнила Ольга Тверитинова: «Спасибо коллективу под руководством Н.И. Ромашовой за организацию этого конкурса. Такие мероприятия очень важны, они стимулируют учителя к работе над собой, над систематизацией и анализом своего опыта. Я здесь получила массу креативных идей, которые хочется внедрить в свою работу. Это и игры, и музыкальные элементы, и стихи, и игровые элементы – все способствует лучшему запоминанию иностранных слов. Желаю всем ярких и сочных уроков».

Как писал В.А. Сухомлинский, «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Это убеждение близко всем участникам конкурса. А итоги состязания жюри подведет в ближайшее время. Хотя уже сейчас понятно – проигравших не было.