В Белгородском институте развития образования состоялась стратегическая сессия по разработке проектов и дорожных карт по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Белгородской области. Инициатором мероприятия выступил департамент образования Белгородской области.
В президиум вошли уполномоченный по правам ребенка Г.А. Пятых, начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области И.Ю. Кирилова, начальник департамента образования области Е.Г. Тишина, первый заместитель начальника департамента, начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Н.М. Рухленко, ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек.
Стратегическая сессия прошла в формате круглого стола. В состав восьми фокус-групп вошли родители детей с РАС, представители департамента образования, департамента внутренней и кадровой политики, а также департамента здравоохранения и социальной защиты, в том числе врачи, учителя, психологи, члены научного сообщества региона.
«В настоящее время реализуется проект ранней помощи детям с РАС и другими особенностями развития. Должен сказать, что в конце декабря состоялась встреча представителей региональных общественных организаций с губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко. По результатам этой встречи был подготовлен протокол поручений. Сегодня мы проводим эту стратегическую сессию, в результате которой мы должны получить определённый результат, который послужит отправной точкой в дальнейшей работе», – отметил Н.М. Рухленко.
Участники мероприятия рассмотрели ряд проблем, с которыми сталкиваются особенные дети и их семьи.
Первое – это проблема диагностики и оказания заблаговременной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Участники отмечали, что очень важно, чтобы уже в раннем возрасте диагностировались любые ментальные отклонения у детей, и уже тогда начиналась работа с ребенком: оказывалась психологическая помощь, социальная и правовая поддержка. Кроме того, все специалисты и, в первую очередь, педиатры должны иметь четкий алгоритм общения и правила поведения во время приема детей с РАС.
Обсуждалась необходимость создания банка данных о детях с РАС и регионального ресурсного центра комплексной помощи, который будет оказывать методическую помощь специалистам, готовящимся работать с такими детьми, и психологическую поддержку родителям, которые недавно узнали о диагнозе своего ребенка. На сегодняшний день всего лишь в 28 субъектах России созданы региональные ресурсные центры.
Отдельно разбирались темы профессионального образования, формирования досуговой деятельности и дополнительного образования для детей с диагнозом «аутизм». Было предложено разработать и внедрить адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для особенных детей, направленные на развитие творческих способностей, трудовых умений и навыков, и расширить перечень программ профессиональной подготовки. Все это поможет создать безбарьерную среду в обучении и профессиональной подготовке детей-аутистов.
«Комплексное решение обсуждаемых проблем лежит в межведомственном взаимодействии и в единой выстроенной системе на территории области. По итогам обсуждений мы надеемся получить оформленные проектные идеи, которые в ближайшем будущем можно будет реализовывать на территории Белгородской области», - подчеркнула начальник департамента образования Е.Г. Тишина.
По итогам работы стратегической сессии были подготовлены проекты по вопросам профессионального образования, дополнительного образования детей с расстройством аутистического спектра и профориентации детей с РАС.
А. Василенко, А. Медкова. Фото авторов и пресс-службы БелИРО.